КАПИТУЛ

КАПИТУЛ 1) в Римско-католической церкви и англиканских церквах коллегия священнослужителей (каноников) при кафедральном соборе (кафедральный капитул) либо коллегиальной церкви (коллегиальный капитул); 2) в католическом монашестве коллегиальный орган управления монашеским Орденом или конгрегацией, состоящий из настоятеля и выборных делегатов; может собираться на уровне Ордена (генеральный капитул), его провинции (провинциальный капитул) или монастыря (монастырский капитул); 3) особое здание или помещение, где собирается монастырский капитул. Кафедральные и коллегиальные капитулы ведут происхождение от существовавшего в древней церкви пресвитерия – собрания священников и диаконов, которые помогали епископу в управлении епархией и участвовали в церковных службах, возглавляемых епископом. О пресвитерах и диаконах как о помощниках и советниках епископа упоминается уже в первые века н.э. Представление о духовенстве, служащем в определённом городе, как об особой группе или коллегии нашло отражение в правиле 15 первого Вселенского собора, запрещавшем епископам, пресвитерам и диаконам переходить из города в город. Имена клириков определённой церкви заносились в особый перечень (matricula, album, tabula; греч. канон – отсюда их название «каноники»). Иероним Стридонский сравнивал «собрание пресвитеров» (coetum presbyterorum) при епископе с сенатом. В галльском каноническом своде второй половины V в. «Древние установления Церкви» («Statuta Ecclesiae antiqua») упоминается о запрете епископу рукополагать клириков без консультации с пресвитерами (absque consilio compresbyterorum suorum). Эта норма была подтверждена и расширена правилом 7 второго Туронского (Турского) собора (567 г.). В дальнейшем различие между городскими священниками, входившими в окружение епископа, и сельскими углублялось (отмечено, в частности, правилом 15 Арвернского (Клермонского) собора, 535 г.). Правила второго Туронского (567 г.) и четвёртого Толетского (Толедского; 633 г.) соборов предписывали пресвитерам, диаконам и прочим клирикам епископа жить с ним в одной резиденции. Правило 12 Эмеритского (Меридского) собора (666 г.) позволяло епископу призвать сельского пресвитера или диакона для совершения богослужений в соборном храме. Дальнейшему обособлению клира кафедрального собора от остальных священнослужителей диоцеза способствовала практика общих трапез кафедральных клириков, о которой упоминается, например, Григорием Турским и в грамоте франкского короля Хильперика (580 г.), а также в правилом 7 третьего Толетского собора (589 г.). Попытки упорядочить образ жизни кафедрального и коллегиального духовенства и сблизить его с монашеским стали одним из аспектов церковной реформы, проводившейся во Франкском государстве с VIII в. По сообщению Флодоарда Реймсского, епископ Ригоберт (689 или 696–719 гг.) ввёл общежительство среди соборных каноников, выделив необходимые средства и устроив для них «общую казну» (aerarium commune). В уставе для каноников, составленном, как полагают исследователи, в 755–756 гг. Хродегангом, епископом Меттиса (ныне Мец), предписывалось в первом часе дня совершать общую службу, затем читать Священное Писание и одну главу устава (кроме воскресенья, среды и пятницы, когда вместо неё читались гомилии или другая душеполезная литература).

 



 
PR-CY.ru