КАПИТУЛ - Страница 2

В воскресные дни собрания в кафедральном соборе должны были посещать клирики других городских церквей. Эта служба, во многом аналогичная современной ей монашеской практике, в Уставе Хродеганга впервые названа «капитул» (capitulum обозначало, в частности, главу или раздел текста). Устав Хродеганга послужил одним из основных источников «Установления для каноников» («Institutio canonicorum»), принятого на Ахенских соборах (816–817 гг.) и получившего широкое распространение в Западной Европе. В нём нашла развитие идея совместной жизни каноников, были упомянуты некоторые должности каноников, однако понятие «капитул» отсутствует. Термин «капитул» окончательно утвердился в конце XII в. Он употреблялся по отношению к сообществам клириков при кафедральных соборах и крупных коллегиальных церквах; с XII–XIII вв. эти сообщества стали оформляться как особые корпорации. С IX в. постепенно входит в практику разделение владений и доходов соборных церквей на части епископа (mensa episcopalis) и каноников (mensa canonicorum). Впоследствии отдельные каноники получили право на часть доходов капитула (так называемые пребенды). Число пребенд, как правило, не было заранее ограничено и зависело, прежде всего, от размера доходов капитула. В некоторых случаях пребенды специально создавались епископами или благотворителями. В XI–XII вв. капитул получил определённую независимость от епископа: право самостоятельно утверждать свою структуру, видоизменять устав, составлять официальные документы и пользоваться собственной печатью. Во время григорианской реформы стремление возродить среди клириков древние формы vita communis (общежительство) привело к преобразованию некоторых кафедральных и коллегиальных капитулов в общины регулярных каноников-августинцев, в XII в. – в общины премонстрантов. В Англии в ходе монашеской реформы в конце Х – начале XI вв. кафедральные капитулы в Уинчестере, Вустере и Кентербери были преобразованы в бенедиктинские монашеские приораты. После нормандского завоевания 1066 г. в Англии возникли (через реформирование старых капитулов или перенесение епископских кафедр в бенедиктинские монастыри) ещё шесть монастырских капитулов: в Рочестере, Дареме, Норидже, Честере, Бате, Или. Такая непривычная для Западной Европы форма организации капитулов сохранялась в Англии до эпохи Реформации. Монастырский капитул существовал также на Сицилии, где бенедиктинское аббатство Монреале в 1176 г. стало центром епископства. К XI–XII вв. в составе капитула в общих чертах оформилась система должностных лиц, руководивших повседневной жизнью капитула. Его главой чаще всего был настоятель – препозит (praepositus), в этом качестве о нём упоминается уже в «Установлении для каноников»; в Уставе Хродеганга главой каноников назван архидиакон, или примицерий (primicerius). В некоторых случаях глава капитула носил титул архипресвитера. Настоятель председательствовал на собраниях капитула и осуществлял управление имуществом. Заместителем настоятеля, отвечавшим за надлежащее исполнение канониками своих обязанностей, был декан. Во главе каноников он также сослужил епископу и проводил службы в его отсутствие. В некоторых капитулах существовали заместители декана – субдеканы (subdecani).

 



 
PR-CY.ru