КАЛЪАТ-СИМЪАН - Страница 5

Обилие больших и малых полукруглых форм создавало особое ритмическое созвучие, которое подчёркивалось множеством мелких профилей. Колончатый пояс был вынесен в Калъат-Симъане на фасад центральной апсиды восточной базилики. Он состоял из двух ярусов выступающих колонок с капителями: в нижнем ярусе они опирались на пьедесталы, в верхнем – на раскрепованный антаблемент. Мощные импосты и ряд арочек с разными по декору импостами, напоминающими крепостные машикули, завершали второй ряд. Каждый второй из них опирался на колонки, а остальные были декоративными. Полуколонки украшали полукруглые формы экседр на пересечении базилик в экстерьере и простенки между окнами клеристория в интерьере (по реконструкции Х. Батлера), а также экстерьер южного фасада. Этот приём часто использовали в V в., в том числе в храме Кальб-Лузе, монастыре Басуфан, базиликах Фоки и Аршине. В отличие от «сирийской ленты» обилие полуколонок и пилястр характерно для построек, выполненных по канонам греко-римской архитектуры. Таким образом, в Калъат-Симъане органично сочетались новые византийские веяния и классические античные устои. Пространство интерьера базилик хорошо освещалось. Искусная резьба дополняла декор фасадов. Рельеф в виде «сирийской ленты» из сочетания нескольких профилей над арочными проёмами подчёркивал вертикальные ритмы пилястр под арками и угловых опор октагона. В отличие от экстерьера профили здесь дополнены обильным декором с рядами всевозможных плетёнок и растительными орнаментами в виде аканфовых и лавровых листьев, волнообразно вьющихся стеблей с зубчатыми листочками, бусин, веночных плетений. Горельефный пояс в виде малых арочек украшал триумфальную арку конхи апсидального полукружия. Апсиды являлись средоточием декоративных элементов всего комплекса. У пят некоторых арок профильная лента имела «отвороты» в виде волют, что исследователи встречали и в других сирийских храмах (Дейр-Сета, Бакирха). Несколько колонн и пилястр венчали коринфские капители с развевавшимися от «неземного» ветра листьями аканфа. Подобная форма капителей была довольно необычной даже в сирийских храмах и использовалась только в восточной базилике в Бакирхе, в Дар-Кита. В VI в. этот мотив появился в постройках Константинополя, региона Эгейского моря и Италии (собор Святой Софии в Константинополе, базилики св. Димитрия и Святой Софии в Фессалонике, базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне). Наряду с подобными капителями в Калъат-Симъане были и простые коринфские капители с жёстким аканфом, и псевдоионические – со схематизированными волютами и с мотивом креста между ними. Чёткого распределения капителей не было, хотя капители с развевавшимся аканфом чаще встречались в октагоне, а простые – в базиликах. Таким образом, являясь крупнейшим проектом своего времени, Калъат-Симъан внёс существенные новшества в развитие христианской архитектуры в Сирии и во всём Средиземноморье. Главной ценностью его композиции стал опыт соединения центрической (октагон) и базиликальной форм культового здания. Калъат-Симъан был одним из звеньев на пути формирования концепции центрических купольных храмов, появившихся в Византии в VI в.

 



 
PR-CY.ru