КАЛЪАТ-СИМЪАН - Страница 4

Ступенчатый подъём вёл к порталу, оформленному в виде триумфальной арки, повторяющей триумфальную арку в оформлении апсид восточной базилики. Она завершалась тремя треугольными фронтонами. В главный неф южной базилики вели два входа, что также соответствовало ранней сирийской традиции, где разделялись проходы в храм для мужчин и женщин, хотя в Калъат-Симъане это правило соблюдать было, скорее всего, как полагают исследователи, крайне сложно. По фасадам северной и западной базилик три дверных проёма вели в каждый из трёх нефов. Помимо дверных проёмов по фасадам были дополнительные входы во всех боковых стенах: по три входа – в южной базилике, по два входа – в остальных. Проёмы оформлялись небольшими двухколонными портиками с сегментными фронтонами либо внешней колоннадой. Базилики, как полагают исследователи, имели верхний ряд окон (клеристорий), от которого сохранились лишь четыре окна по южному фасаду и четырёхскатные деревянные перекрытия. Поверхность стен базилик делилась на две зоны мощными карнизами: один проходил примерно посередине стены, а другой оформлял её верхнюю часть и поддерживал перекрытие. Крупный выступающий профиль карнизов образовывал своеобразную полочку. Нижняя, меньшая часть стены была оставлена без декора и имитировала высокий подиум, традиционный для римской архитектуры. Окна с полукруглым верхом опирались на нижний карниз и были расположены по всему внешнему периметру комплекса в верхней части стен на одном уровне. Окна находились симметрично по два между дверями. Дополнительные сегментные окна держались на дверных перемычках. И оконные, и дверные проёмы с внешней стороны оформлены сложнопрофилированной тягой, которая объединяет несколько разных профилей и напоминает антаблемент ионического ордера с несколькими уступами, но в данном варианте количество уступов было увеличено, профили варьировались, а линия выходила далеко за пределы горизонтальных ритмов. Эта так называемая сирийская лента была частым элементом декора в храмах Сирии с V в. В Калъат-Симъане она огибала полукруглые верхние части окон, сегментные окна над дверями и дверные порталы. В простенках между окнами по боковым стенам базилик она плавно изгибалась под прямым углом, оставляя часть стены свободной. В эти узкие пространства вставлялись небольшие ниши с полукруглыми завершениями, внутри которых были установлены рельефные кресты. В простенках между верхними окнами по южному фасаду (остатки клеристория) линия тяги создает нижнюю дугу. По мнению исследователей, весь верхний ярус окон оформлялся подобным же образом по контрасту с более строгим геометричным декором нижнего яруса. Композиции из трёх окон с полукруглыми завершениями и круглым окном (окулосом), также подчёркнутые «сирийской лентой», украшали фронтоны на фасадах базилик. Та же «лента» появлялась в оформлении внешнего периметра алтарных апсид. Её линия была практически непрерывна, за исключением тех мест, которые попадали под дверные порталы. Она переходила с одной стены на другую, объединяя декоративные элементы в единую группу.

 



 
PR-CY.ru