КАЛЪАТ-СИМЪАН

КАЛЪАТ-СИМЪАН (крепость Симеона) – монастырь в Северной Сирии, у столпа, на котором подвизался Симеон Столпник Старший (около 386 – 459 гг.; память 1 сентября), крупнейший паломнический центр в Сирии ранневизантийской эпохи (общая площадь 11 тыс. кв. м). Построен во второй половине V в., после смерти преподобного Симеона, предположительно между 476 и 490 гг. Расположен в горном массиве, на расстоянии около 30 км от Халеба (Алеппо) и в 70 км от Антиохии (ныне Антакья, Турция). Название Калъат-Симъан, скорее всего, как полагают исследователи, появилось во второй половине X в., когда комплекс был перестроен в приграничную византийскую крепость. Около 464 г. мощи преподобного Симеона были перенесены из района Калъат-Симъан в Антиохию, где в его честь был построен мартирий на средства византийского императора Льва I, Антиохийского патриарха Мартирия и военного магистра Востока Ардавурия. Часть местного населения, в том числе монахи окрестных монастырей, протестовала против перенесения мощей, и патриарху Мартирию потребовалась охрана из 600 солдат во главе с Ардавурием. Вскоре император Лев I приказал передать мощи св. Симеона в Константинополь, но антиохийцы отказались выполнять приказ, ссылаясь на то, что мощи святого – крепость Антиохии. Император был вынужден уступить. Во второй половине V – VI вв. преподобный Симеон был одним из наиболее почитаемых святых христианского мира. Многие монахи последовали его примеру, и столпничество стало одним из самых распространённых видов аскезы, особенно в Сирии (наиболее известны святые Симеон Столпник (Младший) Дивногорец в Сирии и Даниил Столпник, подвизавшийся близ Константинополя). В Сирии обнаружено несколько десятков столпов этого времени. Датировка постройки большого комплекса Калъат-Симъан не зафиксирована в письменных источниках и основана на анализе архитектуры и декоративного стиля памятника. Для возведения столь крупного и богато украшенного комплекса была необходима поддержка императора. Поскольку в середине 460 гг. мартирий св. Симеона был построен в Антиохии, в первые годы после смерти святого не предполагалось устроение некоего памятного сооружения на месте столпа, где он подвизался. Скорее всего, по мнению исследователей, патроном строительства Калъат-Симъан в конце 470 – 480 гг. мог выступить византийский император Зинон (474–475; 476–491 гг.), исавр по происхождению, родом из горных регионов Тавра в Восточной Анатолии, поддерживавший строительство подобных комплексов в других регионах византийского Востока (базилика св. Сергия в Сергиополе (Эр-Русафе), Абу-Мина близ Александрии, храм св. Фиды в Мериамлыке). Исследователи полагают, что эта программа создания паломнических центров на византийском Востоке была частью политики утверждения «Энотикона» 482 г. и должна была объединить монофизитов и православных (халкидонитов), имевших общие места паломничества. Так, по свидетельству Феодорита Кирского, в Калъат-Симъан приходили арабы, персы, армяне, грузины, жители Испании, Британии, Галлии и Италии. Об истории монастыря исследователям известно крайне мало; его описание Евагрием Схоластиком (вторая половина VI в.) остаётся единственным источником, который даёт исследователям сведения о состоянии комплекса в ранневизантийскую эпоху.

 



 
PR-CY.ru