КАНОН БИБЛЕЙСКИЙ - Страница 82

Однако канон, состоящий из 27 книг, не был принят сразу и повсеместно, несмотря на авторитет Афанасия Александрийского. Так, в Челтнемском стихометрическом Каталоге Моммзена (вторая половина IV в.), происходящем из Северной Африки, до полного состава не хватает Послания к Евреям, Посланий Иакова и Иуды. У Епифания Кипрского (около 375 – 377 гг.) перечисляется только 26 книг (без Послания к Евреям). В 85-м Апостольском правиле (около 380 г.) указано 26 книг (без «Откровения» Иоанна Богослова), но с прибавлением Первого и Второго Посланий Климента. Те же 26 книг без «Откровения» Иоанна Богослова называет каноническими Григорий Богослов. В 60-м правиле Лаодикийского собора перечислено тоже лишь 26 книг (без «Откровения» Иоанна Богослова). Однако современные исследователи считают этот текст поздней вставкой, т.к. его нет ни в сирийском, ни в латинском древних переводах (вставка была необходима как пояснение к 59-му правилу Лаодикийского обора, в котором канонические книги Нового Завета упоминаются, но не называются). В конце IV в. канон, составленный из 27 книг, принимают Иероним Стридонский, Руфин и Амфилохий Иконийский (с оговоркой, что некоторые сомневаются в подлинности Посланий: Второго Петра, Второго и Третьего Иоанна, к Евреям, Иуды и «Откровения» Иоанна Богослова). Соборное признание новозаветного канона из 27 книг происходит на Гиппонском (393 г.) и Карфагенских (397 и 419 гг.) соборах (правда, некоторые считают, что «Откровение» Иоанна Богослова было добавлено к общему списку позже). Августин Блаженный однозначно говорит о том, что новозаветный канон закрыт, и никакие изменения уже невозможны (его список 27 книг). Исследователям не совсем ясна ситуация в Риме. Каталог, приписываемый Римскому епископу Дамасу и Римскому собору 382 г., не сильно отличается от каталога Иеронима Стридонского, но он сохранился только в четырёх поздних рукописях, что вызывает у исследователей сомнения в его достоверности. Другой стихометрический римский каталог (400 г.) Ч. Тёрнер считал латинским переводом греческого списка из библиотеки в Кесарии Палестинской. Однако Э. фон Добщюц рассматривал оба этих списка как части геласианской традиции и датировал их VI в. Подлинным римским списком исследователи считают только каталог Иннокентия I (около 405 г.), в котором 26 книг (без Послания к Евреям). В V в. канонические списки Запада и Востока были в целом согласованы, на Востоке был запрещён «Диатессарон», а на Западе запретили использование апокрифов (в частности, Геласианским декретом).

 



 
PR-CY.ru