КАНОН БИБЛЕЙСКИЙ - Страница 81

Собственный список Евсевия близок к списку Оригена. Самым значимым вкладом Евсевия в историю новозаветного канона было введение терминологии, позволявшей разделить все тексты, претендовавшие на канонический статус, на три группы: 1) общепризнанные, или входящие в (Новый) Завет; в списке Евсевия – это 22 книги: четыре Евангелия, «Деяния св. Апостолов», Послания апостола Павла (включая Пастырские и к Евреям), Послания: Первое Петра и Первое Иоанна и с оговорками «Откровение» Иоанна Богослова; 2) спорные, к ним относятся, с одной стороны, Послания Иакова, Иуды, Второе Петра, Второе и Третье Иоанна, с другой – «Деяния Павла», «Пастырь» Ермы, «Апокалипсис Петра», «Послание Варнавы», «Дидахе», как полагают исследователи, «Откровение Иоанна» и «Евангелие евреев»; 3) подложные и еретические. Критерии, использованные Евсевием, были, по мнению исследователей, заимствованы им из античной традиции литературной критики и определения подлинности авторства. К числу стихометрических списков относится Клермонский каталог (первая половина IV в.), происходящий, как полагают исследователи, из Египта. В нём перечислено 23 книги (Евангелия от Матфея, от Иоанна, от Марка и от Луки, Послания к Римлянам, Первое – Второе к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, Первое – Второе к Тимофею, к Титу, к Колоссянам, к Филимону, Первое – Второе Петра, Иакова, Перове – Третье Иоанна, Иуды, «Послание Варнавы», «Откровение» Иоанна Богослова, «Деяния св. Апостолов», «Пастырь» Ермы, «Деяния Павла», «Апокалипсис Петра»). Не упоминаются Послания к Филиппийцам, Первое и Второе к Фессалоникийцам, к Евреям. 26 книг, принимаемых Иерусалимской церковью, около 350 г. перечисляет Кирилл Иерусалимский. Поворотным моментом в истории новозаветного канона является канонический список из 39-го пасхального Послания Афанасия Александрийского 367 г. Это – первый новозаветный канон, состоящий из 27 книг. В этом же тексте впервые употреблено выражение «входящее в канон», «канонизированное». Был ли этот канон унаследован Афанасием от традиции Александрийской церкви или создан самостоятельно, исследователям не ясно. С учётом списка книг Ветхого Завета заметна близость этого канона к Ватиканскому кодексу. По мнению Д. Бракке, целью публикации этого списка было противостояние, с одной стороны, «академическому христианству», основанному на авторитете отдельных учителей, с другой – «восторженному христианству» тех, кто черпали вдохновение из апокрифических книг.

 



 
PR-CY.ru