КАЛЛИСТ АНГЕЛИКУД

КАЛЛИСТ АНГЕЛИКУД (около 1325 г. – вторая половине XIV в.) – подвижник-исихаст, православный богослов, основатель и игумен монастыря Богородицы «Катафиги» (т.е. «Богородицы-Прибежища») близ города Меленикон в Македонии (ныне Мелник на юго-западе Болгарии). В рукописной традиции встречаются также другие наименования Каллиста Ангеликуда: Меленикиот, Антиликуд, Тиликуд, Ликуд, Катафигиот. Сохранилось чрезвычайно мало сведений о Каллисте Ангеликуде, который упоминается в различных источниках под разными именами, в связи с чем учёные долгое время полагали, что речь идёт о разных лицах (это нашло отражение, в частности, в просопографических изданиях). Впервые тот факт, что сочинения, надписанные различными именами, принадлежат одному и тому же Каллисту, доказал кардинал Джованни Меркати. Наиболее полный и до настоящего времени сохраняющий значение просопографический очерк о Каллисте Ангеликуде принадлежит Антонио Риго. Архимандрит Симеон (Куцас) полагает, что Каллист Ангеликуд родился около 1325 г. Среди исследователей не существует единого мнения, является ли Ангеликуд родовым прозвищем или именем иного происхождения. Однако исследователи не сомневаются, что прозвище Катафигиот, наиболее известное из имён, которыми надписаны сочинения Каллиста Ангеликуда, связано с наименованием обители, основанной Каллистом Ангеликудом в Мелениконе, – «Катафиги». Исследователям неизвестно, посещал ли Каллист Ангеликуд Афон, но связи его монастыря с афонскими обителями засвидетельствованы источниками, чем исследователи объясняют появление на Святой Горе рукописей, созданных в ближайшем окружении Каллиста Ангеликуда. По сочинениям достаточно исследователям трудно судить об образовании Каллиста Ангеликуда. Так, в частности, уровень владения письменным греческим языком, скорее, заставляет исследователей думать о том, что Каллист Ангеликуд не получил регулярного образования. Однако они отмечают, что Каллист Ангеликуд был хорошо знаком со святоотеческими творениями. Среди наиболее часто цитируемых им авторов – великие каппадокийцы, автор «Ареопагитик», Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Исаак Сирин, Макариевский корпус. Также в сочинениях Каллиста Ангеликуда упоминается Августин Иппонийский (Блаженный). У исследователей не вызывает сомнения его знакомство с творениями Григория Паламы. В седьмом Слове «Исихастского утешения» Каллист Ангеликуд приводит настоящий панегирик в честь святителя Григория и упоминает о чудесах, совершавшихся у его гробницы. Тот факт, что в литературных произведениях поздневизантийского времени нет упоминаний о Каллисте Ангеликуде, свидетельствует, по мнению исследователей, о том, что его сочинения получили распространение лишь в среде ближайших учеников и не достигли (по крайней мере, при жизни автора) ни Константинополя, ни Фессалоники. Такая судьба постигла не только богословские и мистические сочинения Каллиста Ангеликуда, написанные довольно сложным языком, но и куда более востребованный для того времени трактат «Против Фомы Аквинского», который сохранился лишь в одной рукописи.

 



 
PR-CY.ru