КАЗАНСКИЙ Пётр Симонович - Страница 7

Он считал, что административные меры не сделают людей лучше и «добрый христианин – вот лучший гражданин». Выступал в защиту духовенства с докладами, например, 4 апреля 1860 г. на заседании Московского общества любителей российской словесности. Возражая этнографу Петру Алексеевичу Бессонову и славянофилу Алексею Степановичу Хомякову, П.С. Казанский утверждал, что «вера Христова с её учением не должна быть орудием только и работным средством цивилизации и гражданских идей. Напротив, цивилизация должна служить к её распространению и утверждению в сердцах». Летом 1866 г. в ответ на участившиеся нападки на духовенство в светской печати П.С. Казанский написал записку в защиту духовенства и передал её ректору Московской духовной академии А.В. Горскому, но не для печати, а с тем «чтобы дать основание бродящим у нас мыслям и возможность на этом основании развить их и распространить». П.С. Казанский указывал на «унижение» духовенства со стороны правительства (начиная со времени Петра I), на необходимость предоставить духовенству возможность «соединить свои силы для действия». Он писал, что обвиняют не отдельных лиц (архиереев, священников), а всё духовное сословие, и что «под нападками на духовенство часто скрывается ненависть против религии». В ходе полемики о богословских факультетах высказывался против закрытия духовных академий и семинарий и замены их курсами и богословскими факультетами при университетах, полагая, что «богословская наука не может ожидать себе никакой выгоды от соединения с университетами». П.С. Казанский приводил в качестве примера богословские факультеты Западной Европы, где преподавание, по его мнению, принимало всё более «антихристианское направление». П.С. Казанский был автором нескольких записок, не предназначавшихся для печати. Общение со многими высокопоставленными архипастырями и светскими лицами давало ему немало поводов высказывать свои мысли по различным вопросам современной церковной жизни, в частности, об улучшении быта духовенства и реформировании духовной школы. В 1859 г. он подал директору Духовно-учебного управления при Синоде князю С.Н. Урусову записку о положении и необходимых преобразованиях духовной школы. С присущей ему прямотой П.С. Казанский коснулся вопросов управления и устройства академий и семинарий, положения наставников и воспитанников, предлагал прекратить частую смену ректоров, управление академиями полностью вверить совету профессоров, предоставить академиям «более свободы», обращал внимание на стеснённое материальное положение преподавателей духовных школ по сравнению с университетскими, на отсутствие свободы в издании научных трудов и запрет касаться современных вопросов и проч.

 



 
PR-CY.ru