КАЗАНСКИЙ Пётр Симонович

КАЗАНСКИЙ Пётр Симонович (1819–1878 гг.) – профессор Московской духовной академии кафедры гражданской истории, доктор богословия. Родился в семье сельского священника Симона Иванова Лосева. Когда П.С. Казанскому было пять лет, умер его отец. Заботы о семье, в которой было семеро детей, взял на себя брат матери П.С. Казанского – ректор Московской духовной академии архимандрит Кирилл (Богословский-Платонов). П.С. Казанский поселился в слободке близ Вифанской духовной семинарии и в течение двух лет каждый учебный день ходил пешком в семинарию на занятия со старшими братьями, которые обучались там же. «С четырёх лет меня начали учить читать, и пяти лет я читывал из четырёх Евангелистов», – вспоминал П.С. Казанский. Братья воспитывали его сурово и для вразумления часто секли розгами. В 1832 г. он поступил в риторический класс Вифанской духовной семинарии. По признанию П.С. Казанского, аскетические сочинения, которые он читал, «дали отчасти мистическое направление» его мыслям; простоять в храме во время богослужения ему было «в тысячу раз приятнее, нежели просидеть в классе, слушая занимательную лекцию». Самый младший на курсе, П.С. Казанский «вёл себя отшельником», ночное время часто проводил в молитве. Вместе с тем он был одним из лучших учеников, хорошо знал философию, которую преподавал его брат, священник А.С. Невский, переводил с латыни. В 1838–1842 гг. обучался в Московской духовной академии, после окончания был оставлен бакалавром на кафедре гражданской истории. С 1850 г. – экстраординарный, с 1858 г. – ординарный профессор. Содержание лекций П.С. Казанского известно исследователям, в основном, по воспоминаниям студентов и других слушателей. П.С. Казанский называл себя «историком-объективистом», любил повторять: «Нет ничего вообще, а всё в частности»; считал, что нужно опираться только на факты, почерпнутые из первоисточников. По признанию одного из учеников, «историк-экзегет поражал всех обширностию эрудиции, тонкостию анализа, высотою созерцания и особенно благочестивым проникновением в тайны Провидения»; после ректора Александра Васильевича Горского он был «первым из профессоров академии, обладавшим огромной начитанностью». Историю П.С. Казанский определял как «развитие человечества по вечному плану Божию, для восстановления образа Божия чрез Иисуса Христа… Воля Божия есть неподвижный центр, около которого вращаются в стройном порядке судьбы мира и человека». Такое понимание, полагал он, «проливает удивительно ясный свет на жизнь человечества» и позволяет проследить «внутреннюю историю» народов. П.С. Казанский считал, что причиной падения великих царств служило невыполнение ими высокой миссии, возлагаемой на них Провидением, поскольку «естественные духовные силы целого народа недостаточны для полноты его жизни; без Бога, без просвещения и спасения свыше он должен погибнуть». По мнению П.С. Казанского, европейские христианские государства «несравненно долговечнее старых языческих», в «христианском мире те только народы живут полною гражданскою жизнью, обладают будущностью, долговечностью, какие вошли в дух христианства». С введением нового академического устава (1869 г.) 21 июня 1870 г. П.С. Казанский был избран академическим Советом и 6 августа утверждён Синодом помощником ректора по церковно-историческому отделению.

 



 
PR-CY.ru