КАЗАНСКИЙ ЗИЛАНТОВ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 7

Сбор средств на его строительство был начат ещё в 1812 г. по инициативе архимандрита Амвросия (Сретенского): события Отечественной войны совпали с 260-летием взятия Казани и основания обители. Первоначально на собранные 1,5 тыс. руб. архимандрит Амвросий решил поставить лишь скромную колонну-обелиск, но вскоре строительство приобрело общероссийский масштаб. Император Александр I, заинтересовавшийся проектом, вместе с императрицей Елизаветой Алексеевной и другими членами царской фамилии пожертвовал на памятник 10 тыс. руб.; всего же по России было собрано 106 тыс. 399 руб. По свидетельству архимандрита Сергия (Василевского), «при строении памятника от Зилантова монастыря заимствованы были различные пособия. Бутовый камень, кирпич, песок и прочие материалы навожены монастырскими людьми и на монастырских лошадях. Распилка белого опочного камня произведена монастырскими служителями. Для караульщиков была отпускаемая провизия монастырская». После сооружения над братской могилой Спасского храма-памятника возрос интерес горожан к древней славе обители. По инициативе Филарета (Амфитеатрова) и богатейшего помещика Евграфа Алексеевича Лебедева в 1830 г. содержание памятника полностью взяли на себя Купеческое общество Казани и лично попечители купцы Леонтий Филиппович Крупенников и Пётр Иванович Котелов. При архимандрите Гаврииле (Воскресенском) годовые денежные поступления в Казанский Зилантов монастырь выросли почти в три раза, были реставрированы все три древние церкви на Зилантовой горе и храм-памятник (заново освящён 2 октября 1832 г.). 19 августа 1836 г. монастырь и памятник посетил император Николай I, пожертвовавший серебряные позолоченные богослужебные сосуды; впоследствии сюда приезжали наследник великий князь Александр Николаевич, историк Михаил Петрович Погодин. В 1840 гг. XIX в., во время учёбы в Казанском университете, в обители бывал Лев Николаевич Толстой. Ежегодно 2 октября из Казанского Зилантова монастыря к памятнику совершался крестный ход, соединявшийся с военным парадом. Архимандрит Сергий (Василевский) рассказывал, что в этот день паломники «от полноты особенных чувств христианских выражались: «Вот ныне-де Казань отпраздновала торжественно настоящий день, как есть свои имянины». С этой-то поры, действительно, и вошло в обычай поздравлять друг друга в этот день с Имянинницею-Казанью».

 



 
PR-CY.ru