КАДАМПА - Страница 5

Историк Гой Лозава Шоннупал (1392–1481 гг.), автор «Синей летописи» (1478 г.) и последователь кадампы, посвящает пять глав индийскому просветителю Атише, его духовной родословной, с отсылкой на мнение Дромтонпы поясняет название кадампы – «школа наставлений Будды», поскольку человек должен практиковать все учения Будды – сутру, тантру, тхераваду и махаяну. Он отмечает кодификаторскую работу последователя кадампы Чомдена Ригпе Ралди (1227–1305 гг.) и его учеников, выверивших переводы текстов на тибетский язык и колофоны, классифицировав их согласно категориям Канона. «Историю кадам» (1634 г.) написал Джамгон Амье Жаб (Нгаван Кунга-соднам, 1597–1662 гг.), 27-й хранитель трона сакьяпы. Сочинения по истории собственной школы писали и последователи кадампы: Сонам Лхе-вангпо (1423–1496 гг.), настоятель монастыря Ло в течение 39 лет – «Историю кадам»; Лайчэн Кунга Джалцан – «Великую историю кадампы» (1494 г.; сочинение называется так, поскольку послужило основой Панчену Ешей-цемо (род. в 1433 г.), создавшему «Историю кадам» (1495 г.) и Панчену Соднам Дагбе (1478–1554 гг.), писавшему труды по истории Винаи для краткой «Новой истории кадампы» (1529 г.). Произведения учителей «старой кадампы» представлены в собрании сочинений Цонкапы Лобсан-дакпы, основателя «новой кадампы», или гелугпы, изданном в монастыре Ташилхунпо. Тибетский историк Сумба-кханбо Ешей Балджор (1704–1788 гг.), последователь гелугпы, в трактате «Пагсам-Джонсан», в разделе, который посвящён истории и хронологии Тибета с древнейших времён до середины XVIII в., описывает также и кадампу, разделив её на историю «старой кадампы» и историю «новой кадампы». Гелугский энциклопедист Лондол лама Агван Лобсан (род. в 1719 г.) составил «Каталог сочинений учителей кадампы» и гелугпы, а также перечень имён учителей кадампы. Историк и философ Туган Лобсан-чойчжи-нима (1737–1802 гг.), настоятель монастыря Гонглунг в Амдо, в сочинении «Хрустальное зерцало учений», излагая истории философских и религиозных учений Индии, Монголии, Китая и Тибета, в трёх главах описывает историю возникновения и систему воззрений кадампы. С 1970 гг. выходит Биографический словарь по Тибету и тибетскому буддизму, в котором представлены биографии и последователей кадампы. В европейской традиции генеалогическое древо тибетских религиозных направлений, включая кадампу, впервые было воспроизведено в середине 1890 гг. История «старой кадампы» представлена в контексте исследования религий Тибета и гелугпы в виде отдельных разделов, о чём свидетельствуют работы Дж. Туччи, Х. Хофманна, Д. Снельгрова и Х. Ричардсона, Р. Стейна. К истории проповеднической деятельности Атиши, учеников, современных ему переводчиков обращались А. Чаттопадхьяя и Р. Крамер, Х. Ричардсон, а также К. Шеффер и Л. Кёйп, посвятившие свою работу Чомдену Ралди и его обзору индийских сочинений, которые были переведены на тибетский язык. Дан Мартин в соавторстве с Йелем Бентором в «Библиографии тибетских исторических работ» приводит также списки исторических сочинений в традиции кадампы; известны работы и других исследователей. В российской науке история кадампы представлена разделом в работе Гомбожаба Цэбековича Цыбикова «Буддист паломник у святынь Тибета» (По дневникам 1899–1902 гг., 1918 г.); фрагментарно описаны тибетские буддийские школы в контексте изучения религий и истории Тибета, в словарных глоссах, в лекциях и исследованиях по буддизму и его проблемам в Тибете. Памятники письменности в традиции школы представлены в работах Андрея Ивановича Вострикова (1962, 2007 гг.) и Льва Серафимовича Савицкого (1969 г.).



 
PR-CY.ru