КАДАМПА - Страница 3

Значимость данных текстов подчёркивается комментариями далай-ламы в виде курса лекций, прочитанных в марте 2006 г. в Дхармасале 2 тыс. лет спустя после введения этих текстов в программу монастырского образования в Тибете. В монастырях Пото (основан Потобой) и Ло (основан учениками Потобы) велось изучение буддийской тантры по текстам, отобранным в качестве канонических переводчиком Ринчен Цзанпо и вошедшим затем в тибетский буддийский канон. Последователь кадампы, полемист и логик Чомден Ригпе Ралди (1227–1305 гг.) в монастыре Нартханг (Нартан) составил обозрение переводов индийских трактатов на тибетский язык, в том числе и Атиши. Он – автор сочинений по истории медицины, изобразительного искусства и, как утверждал Будон Римпочхе (один из его учеников), содействовал включению в Канон Гухьягарбхи – старейшей тантры. Ралди и его ученики – первые кодификаторы рукописного Канона (Ганджура и Данджура), что лёг в основу разработанного Будоном. Формирование школьной традиции кадампы свидетельствует о комплексном изучении буддийских канонических текстов, о внимании к регламентации следования правилам Винаи – кодексе нравственного поведения монахов и мирян. Разрабатываются традиции развития бодхичитты, ритуалы почитания тантрического учителя его ближайшими учениками, состоящие из молитв, созерцания, подношений и поклонения. Акцентируется внимание на пяти памятованиях о непостоянном: отсутствие длительности; множество уже ушедших; множество обстоятельств, что приводят к смерти; то, что происходит в час смерти; то, что происходит после смерти. Школа кадам характеризовалась строгой дисциплиной, безбрачием, отказом от собственности, затворничеством; главной опорой на «друга добродетели» (кальянамитру, или шеньена). Цель религиозной практики – достижение ясного видения пустоты (шуньяты) путём очищения разума (ло) от нравственных и интеллектуальных загрязнений. Для проповеди верующим использовали фольклорные тексты, в том числе и сказки. Кадампа основала множество монастырей, которые впоследствии унаследовали представители гелуг. Этому способствовала поддержка светской власти; строительство некоторых монастырей финансировалось правителями Западного Тибета. Самые знаменитые монастыри в традиции кадампы – это Радренг (1056/1057 гг.), основанный Дромтонпой и ставший школой; Сангпху-Неутхог (Санпу-Неуток, 1071/1072 гг.), созданный Нгок Лекпе Шейрабом; Солнаг-Тхангбоче (Солнаг-Танпоче) в долине Ярлунг, основанный Кхутоном Изондуем Юндруном. Потоба Ринченсал (1031–1103 гг.) основал монастырь Пото; Пучунпа Шонну Джалуан (1031–1100 гг.) и Чанга Цултим, ученики Дромтонпы, возвели монастырь Ло (1095 г.). Монастырь Нартханг – главный центр учёности кадампы, а впоследствии и центр тибетского книгопечатания, основан Тумтоном Лодой Тагпой (1153 г.). В этом же монастыре появилось одно из ранних печатных изданий Канона, что послужило образцом для всех других изданий Ганджура. Монастырь Лангтханг (Лантан) выстроил Геше Лангри Тангпа (1054–1123 гг.). Формирование монастырской традиции ускорило развитие иконографии, которая соответствует общей структуре тибетского пантеона, отличаясь от других школ номенклатурой персонажей. Был разработан изобразительный канон кадампы, который считается одним из самых ранних в традиции тибетского сакрального искусства и обозначен в альбомах прорисей (подлинниках). Его разработка, равно как и введение канона изображения отдельных персонажей или их атрибутов, связывается с именем Атиши, в том числе особое изображение ступы, атрибута Атиши.

 



 
PR-CY.ru