КАДАМПА - Страница 4

В традиции кадампы основу пантеона составляют семь персонажей, переданных Атишей Дромтонпе: Будда Шакьямуни, бодхисаттва Авалокитешвара, Тара, гневный Ачала, махакала Тригуг и два локальных тибетских божества (мужское и женское). Ачала, эманация будды (Акшобхьи, Вайрочаны), известен как синий Ачала школы кадам, пользовался в традиции школы особым почитанием, поскольку ассоциировался с Атишей. К школе кадам принадлежит изображение Атиши конца XI в., которое является одним из наиболее ранних портретных изображений в тибетском сакральном искусстве. Исследователям известны также изображения Дромтонпы, которого тибетцы считают одним из воплощений Авалокитешвары, и других учителей. Изображаются персонажи тантрических циклов, обязательных к усвоению в школе. Иллюстрируются сюжеты мироздания (бхавачакра, или «колеса жизни», с изображением шести миров буддийской Вселенной: миров богов, людей, асуров, духов, животных, ада). С именем Атиши связывается не только внедрение и распространение культа Тары в Тибете, но и разработка канонов её изображений. В монастыре Ньетханг (Ньетан), где Атиша основал храм Тары, сделавшийся одним из центров этого буддийского культа в Тибете, представлены её изображения в группе из «Двенадцать гневных персонажей». Существуют иконографическая группа «Четыре Тары», группа «Двадцать одна Тара»; в системе Атиши все Тары изображаются единообразно: одинаковые поза, атрибут (ваза в правой руке или же лотос), количество голов, рук, но различаются цветом тела и выражением лица (слегка разгневанным). В созданной индийским учителем школе возрождались монастырские уставы, восходившие к Винае; регламентировалась тантрическая практика; разрабатывалась система монастырского образования; продолжалась работа по переводам канонических текстов с санскрита и систематизации сакральных текстов. В XII–XIV вв. появляется сборник «Голубые книги Потобы» («Бебум-нгонпо»), авторство произведений которого приписывается религиозным деятелям кадампы XI–XII вв., в том числе и поучения Потобы (1027–1105 гг.), содержащие рассказы, притчи, сказки, что было характерно для деятелей школы. В «Собрание сочинений школы кадам» («Кадам сумбум», 120 томов) входят сочинения учителей ранней кадампы (тома 61–90), в том числе и «Кадам легбам» с так называемой Подробной биографией Атиши; составитель – Нгок Легпе Шейраб. В XV в. в среде гелугпа появляется сборник «Книга драгоценных наставлений» («Кадам ринпоче легбам»), посвящённый основателям школы в её индийских и тибетских традициях: проповеднику Атише и его тибетскому ученику и сподвижнику Дромтонпе. С конца XIV в. непосредственной восприемницей кадампы в традиции постепенного пути просветления выступила гелугпа, называемая также «новая кадампа», унаследовавшая также и монастыри школы. В тибетской диаспоре на Западе, в том числе и в Великобритании, с 1990 гг. возобновляется школа «новая кадампа», основанная на преемственности «старой кадампы». Тибетский историк Будон Ринпочхе (1290–1364 гг.) приводит название школы, историю её возникновения, имя индийского проповедника Атиши, имена его тибетских учеников и светских покровителей в «Истории буддизма» (1322 г.) в отдельном параграфе. Он отмечает вклад Атиши в тибетскую разработку хронологии буддизма, указавшего даты рождения и кончины Будды Шакьямуни, переводы проповедника и его особое внимание к устной проповеди.

 



 
PR-CY.ru