КАДАМПА

КАДАМПА (тибет. bka'-gdams-pa; словом убеждённый, словом обученный) – школа тибетского буддизма, возникшая в XI в., с конца XIV в. известна также как «прежняя кадампа», «старая кадампа». В традиции школы её название поясняется как «школа наставлений Будды» или «последователь наставлений Будды». Основатель школы кадам – Атиша Дипанкара Шри Джняна (санскр., тибет. Джово Мармезадпа Пал Ешей; 982–1054 гг.) – индийский учёный, буддийский монах, проповедник и просветитель. Он изучал традиции Наланды, Викрамашилы и Одантапури в трёх буддийских университетах Индии, в которых был учеником, преподавателем и руководителем. Согласно традиции, Атиша учился у сотни учителей, его индийскими учителями были Ратнакарашанти (Шантипа), знаток тантрических традиций в Шривиджае; Джнянашримати, учёный и переводчик из университета Викрамашилы, знаток Трипитаки, сочинений Нагарджуны и Асанги (см. Йочагара), цикла Гухьясамаджатантры. В Наланде его учил Наропа (см. Кагьюпа), который, возложив руку на голову Атиши, сказал, что передаёт ему все учения Будды и Бодхибхадра, который преподал ему учение о порождении бодхичитты (получило распространение в Тибете как учение о «тренировке ума» и было принято всеми буддийскими школами). В Одантапури Атиша учился два года у наставника-шраваки Дхармаракшиты, где слушал «Махавибхашу» (санскр. «Великое подробное объяснение», «Великий комментарий») – трактат, написанный учителем Паршвой и представлявший традиции абхидхармы. Учитель Рахула Гупта даровал ему полное тантрическое посвящение с тайным именем Джняна Гупта Ваджра. Атиша был избран великим старейшиной Викрамашилы. Его авторству приписывается больше двухсот сочинений, но только 79 из них сохранились в тибетском переводе и входят в состав Данджура (см. ст. «Ганджур» и «Данджур»), в их числе «Бодхи-патха-прадипа» («Светильник на пути просветления», «Светоч на пути к Пробуждению»), созданный уже в Тибете (Толинг, 1042 г.) и сконцентрировавший суть сутр и тантр, и «Бодхисаттваманьявали» («Драгоценная гирлянда бодхисатв»); оба текста посвящены трёхступенчатой классификации интеллекта (высший, средний, низший) и возможности в зависимости от уровня интеллекта достичь состояния просветления: «Того, кто всячески заботится лишь о собственном благополучии в сансаре, следует считать низшей личностью. А тот, кто отворачивается от счастья сансары и, отбросив зло, радеет лишь о собственной нирване, – средняя личность. Кто всецело, искренне желает покончить со всеми страданиями других, мучительно (их ощущая) как свои, тот – личность высшая». Особое значение для Атиши имел образ Тары, или спасительницы – бодхисаттвы, которая определила многие моменты в жизни проповедника, предсказав путешествие в Тибет, встречу с любимым учеником и многие другое, и потому четыре гимна, посвящённые ей, стали основой её культа в Тибете. С 1042 г. и до конца жизни Атиша странствовал по Тибету, где вначале, несмотря на преклонный возраст, его активным помощником был переводчик Ринчен Изанпо (958–1055 гг.), получивший образование в Кашмире. Атиша проповедовал в Центральном Тибете, в области Уй, где обрёл трёх учеников – Кхутона Шейраба Цзoндуя (Кхутон Изондуй Юндрунг, 1011–1075 гг.), Нгора Лодана Шейраба (Нгок Лекпе Шейраб, 1018–1115 гг.) и Дромтонпу (Бромтон Гьялвэй Джюнгнэ 1005–1065, или 1008–1064 гг.).

 



 
PR-CY.ru