КАДАМПА - Страница 2

С именем Атиши связывается возрождение буддизма, восстановление института монашества с жёстким соблюдением дисциплины (в частности, целибат и воздержание от спиртного), активное распространение концепции «колеса времени» (калачакра) и создание системы тибетского летосчисления (1051 г.), а также перевод философских текстов праджняпарамиты. Атиша учил, что три ветви буддизма (тхеравада, махаяна и ваджраяна) не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. Столь же важным он полагал соблюдение ритуалов, связанных с Тарой, Авалокитешварой, Буддой Шакьямуни. Учение о бодхичитте Атиша передал только Дромтонпе, своему тибетскому ученику. Одно из положений учения утверждает, что можно достигнуть просветления и в статусе монаха, и будучи последователем тантрической практики, т.е. опираясь на тексты праджняпарамиты и комментарии к ним, а также на мантры. Особенно важными были наставления ламы-учителя, поскольку его пояснения определяли точность передачи смысла канонического текста при посвящении в него ученика: «Знай, что хорош тот Гуру, / кто знает ритуал (принятия) обета / и соблюдает сам его, к тому же / терпелив достаточно и сострадателен, / чтоб привести (других) к обету». После смерти Атиши, оставаясь практикующим мирянином, Дромтонпа продолжил наставления учителя и сформировал традицию, получившую затем название кадампы. Также выделяют «три традиции кадам»: традиция Ламрим, традиция устных наставлений Атиши, наставления в двух истинах. При Дромтонпе новые тантры стали подразделять на четыре вида: Крия-тантра (тантры действия), Чарья-тантра (тантры исполнения), Йога-тантра, Ануттара-йога-тантра (тантры высшей йоги). «Три духовных брата кадампы» – Потоба Ринченсал (1027/1031 – 1105 гг.), Чанга Цултим Бар, Пхучунгва Шонну-гялцен, ученики Дромтонпы, продолжили заложенное в тексте «Бодхи-патха-прадипа». Не оказав заметного политического влияния на Тибет, школа оставила обширную философскую литературу; разработки Атиши и его учеников отразились на учении всех школ, кроме ньингмапы, а текст «Бодхи-патха-прадипа» стал основой для развития жанра Ламрим и степеней пути просветления. Традиции кадампы, связанные с практикой тренировки ума (или лоджонг) описаны Кончог Гялценом (1388–1469 гг.), учителем сакьяпы. В системе монастырского образования кадампы исследователи выделяют шесть базовых (тибет. gzhung drug) текстов. Джатаки, истории о прошлых воплощениях Будды Шакьямуни, состоят из рассказов нравоучительного, сказочного характера, объединённых общей линией повествования и личностью рассказчика – Будды. Уданаварга – собрание афористичных высказываний Будды и его учеников в стихотворной форме в традиции сарвастивадинов; авторство приписывается Дхарматрате. Исследователи полагают, что по рекомендации Атиши и Потобы Ринченсела, а также его ученика Шаравы Йонтан-дага (1070–1141 гг.) её включили в состав шести базовых текстов. «Бодхисаттва-бхуми» – учение о великих областях бодхисаттвы, раздел «Йогачарабхуми-шастры» (учения о великих областях йоги) Асанги, исторического учителя виджнянавады, имевшего, по мнению некоторых исследователей, отношение к тантрическому буддизму (ваджраяне). «Махаяна сутра-аламкара», текст в системе праджняпарамиты, раскрывает практику универсального сострадания и бодхичитту. Шикшасамуччая и Бодхичарья-аватара Шантидевы (VII в.) – классические тексты махаяны, один из которых – учебник учения махаяны, другой вдохновенно описывает путь сострадания бодхисаттвы.

 



 
PR-CY.ru