КАЛУЖСКАЯ И БОРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 61

По мнению Анны Вадимовны Рындиной, этот образ хотя и относится к иной, нежели псковcкий образ Николая Чудотворца (1540 г., Псковский музей), художественной культуре, но по времени близок к нему. В XVII–XVIII вв. особо почитались чудотворные икона Рождества Пресвятой Богородицы (Пафнутиев Боровский монастырь, не сохранилась), Казанская Калужская икона Божьей Матери (калужский Казанский монастырь, не сохранилась), Тихвинская и Смоленская иконы Божьей Матери «Одигитрия» (калужская Одигитриевская церковь «на песке», не сохранилась), житийная икона Николая Чудотворца (калужская Никольская церковь на Козинке), икона Николая Чудотворца (Можайского; Благовещенский собор в Боровске), Людиновская икона «Избавление от бед страждущих» (1730–1750 гг., Казанский собор города Людинова). В калужской Георгиевской церкви «за лавками» почиталась Корсунская икона Божьей Матери со Святой Троицей (новозаветной) и святыми на полях (не сохранилась), известен её список, выполненный в «живоподобной» манере для московской церкви блаженного Максима (Калуга, 1730 г., Исторический музей. 72х63 см), о чём свидетельствует пространная надпись на обороте: «Сие истинное изображение подобие и мера с самого чудотворного образа зовомые Корсунския: яже имеется в Богоспасаемом граде Калуге… На том святом чудотворном образе по полям писание ничего не имеется: а здесь на святом по полям написано отечество со апостолы и прочими святыми по изволению того обещания: а написася сей святый образ того града Калуги и тояж церкви тщанием и труды церковни изуграф Тимофеем Петровым (ноя)бря 13 дня в 1730 году…» Наибольшим почитанием в Калуге c XVIII в. пользуется Калужская икона Божьей Матери, которая была обретена в 1748 г. в селе Тинькове Калужской губернии в доме помещика Василия Хитрово. В настоящее время в кафедральном соборе Калуги находится переданный в 1998 г. из Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии список Калужской иконы Божьей Матери последней трети XVIII в. Один из ранних почитаемых списков (предположительно конца XVIII в.) находится также во Введенской соборной церкви Оптиной пустыни. В XIX в. изображение Калужской иконы и праведного Лаврентия помещалось на хоругви народного ополчения (около 1812 г., Калужский областной краеведческий музей). Списки XIX–XX вв. есть и в храмах близлежащих регионов (например, во Введенской церкви города Болхова, в храмах Орловской, Тульской и Брянской епархий). В селе Юрьевском прославилась чудесами Боголюбская (Юрьевская) икона Божьей Матери, один из списков Боголюбской иконы Божьей Матери. История иконы была записана в 1836 г. со слов жителя села Сушева Боровского уезда заштатного священника Матвея Ермилова (род. в 1770 г.), который «с самого малолетства своего подлинно знал все происшествия о чудотворной иконе». В начале XVIII в. крестник Петра I, стольник и полковник московских стрельцов Борис Миронович Батурин, отличился перед государем и в награду попросил отдать ему Боголюбскую икону Божьей Матери, которая находилась в придворном храме. Икону Б.М. Батурин хранил в своём доме в сельце Стенине Боровского уезда. Выдавая дочь Прасковью замуж за помещика из соседнего села Юрьевского Семёна Ильича Загряжского, он благословил её этой иконой, затем икона перешла к детям и внукам Прасковьи.

 



 
PR-CY.ru