КАЛУЖСКАЯ И БОРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 63

Но в марте 1841 г. был издан указ, согласно которому чудотворная Боголюбская икона Божьей Матери должна была оставаться в храме села Юрьевского «вечно». В Боровске совершалось несколько крестных ходов с Боголюбской иконой Божьей Матери. 8 июля, в день празднования Боголюбской иконе, шли «из соборного храма в слободу Солдатскую, в память избавления жителей в 1771 г. от моровой язвы». 2 августа из городских церквей шли крестным ходом «на Кудиново» для встречи там Боголюбской иконы, которую приносили к этому дню из села Юрьевского, 12 августа её несли крестным ходом вокруг города, а 14 августа опять шли на Кудиново, торжественно провожая икону из Боровска в село Юрьевское. Икона почиталась и в соседнем Малоярославце, где в память избавления от холерной эпидемии 1848 и 1853 гг. был установлен в 1855 г. ежегодный крестный ход на второй неделе после 16 августа. В настоящее время Боголюбская (Юрьевская) икона Божьей Матери находится в Покровской церкви в селе Карижа Малоярославецкого района. Исследователям известны её списки XIX–XX вв.: например, в начале XX в. по заказу боровских старообрядцев были выполнены списки в традициях древнерусской иконописи (икона из местного ряда иконостаса боровской Покровской церкви «под горой» (1912 г.), ныне в Никольской церкви посёлка Кромы Орловской области). По мнению исследователей, зимой 1808/1809 гг. для церкви села Бор Тарусского уезда Калужской губернии был создан один из ранних списков чудотворной иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» (1707 г.; не сохранилась), написанный местным живописцем Николаем Серебрянниковым для местного ряда Георгиевской церкви в городе Болхове. По размеру список (около 200х125 см) был близок к болховской иконе (210х120 см). Согласно преданию, зимой 1808/1809 гг., на праздник Крещения Господня, был спасён от смерти крестьянин Федот Алексеев Обухов, который в молитвенном обращении к Божьей Матери для обет написать список иконы «Взыскание погибших», что в Болхове. По обету он заказал в Болхове список иконы для своей приходской церкви в селе Бор. Сохранилось имя иконописца, выполнившего список, – болховский мастер Н.П. Гуров, упомянутый в «Реестре входящих и выходящих бумаг Белобережской пустыни» за 1815 г. в связи с написанием 39 икон для иконостаса больничной церкви Белобережской обители. Икона была известна под названием «Борская Покровенная», т.к. в отличие от других икон «Взыскание погибших» Богородица была изображена на ней стоя, в традиционном мафории, покрывающем голову, поддерживающей стоящего рядом Младенца. Положение кистей рук Богоматери сходно с изображением на болховской иконе: левая придерживает Младенца, а правая указывает на Него. Об особенностях иконографии борской иконы исследователи судят по сохранившемуся списку (около 210х120 см) конца XIX – начала XX в. в Воскресенской церкви города Таруса. Так, в верхней части списка изображено «Крещение Господне» – в воспоминание чуда спасения Обухова. По мнению исследователей, предположение протоиерея А. Георгиевского, что «Крещение Господне» было помещено и на болховской иконе, не имеет оснований, т.к. на списках болховской иконы этот сюжет не встречается, но является устойчивым признаком списков борской иконы.

 



 
PR-CY.ru