КАЛУЖСКАЯ И БОРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 64

Кроме того, на списке из Воскресенской церкви по обе стороны головы Божьей Матери изображены головки пяти ангелов, а Младенец Христос стоит на парапете с надписью: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез. Калуж. епархии» (эти особенности, как полагают исследователи, также были присущи только борской иконе и её спискам и на списках болховской иконы не встречаются). Известные исследователям списки борского образа относятся только к XIX в. (например, в Иосифовом Волоколамском и серпуховском Высоцком монастырях), указанные особенности есть на иконах XIX в. московских храмов Николая Чудотворца в Кузнецах и апостолов Петра и Павла на Преображенской площади. Ещё один чудотворный образ, который прославился в Калужской и Боровской епархии, – икона Божьей Матери «Спорительница хлебов». На ней Богородица представлена сидящей на облаке над полем с распростёртыми руками. Авторство иконы, созданной около 1890 гг., исследователи приписывали иеромонаху Даниилу (Болотову); в обоснованности этой версии высказано сомнение. Сохранилось множество списков иконы начала – первой половины XX в. в Калужской и Боровской епархии, Тульской и Орловской епархиях. Чудесами исцеления прославилась Ломовская (Ламская) икона Божьей Матери «Прежде Рождества и по Рождеству Дева». По преданию, икону обнаружили в Угре, причём её нескреплённые части плыли вместе по речной воде. От слова «разломанная» и происходит её название. Жители сделали для иконы серебряную ризу. Она находилась в церкви Рождества Христова в селе Рождество (ныне посёлок Товарково Дзержинского района Калужской области). В годы гонений икону сберегла, а в 1975 г. передала в храм Рождества Пресвятой Богородицы села Барятина монахиня Ангелина (Фролова). В 1995 г. при храме была учреждена Богородице-Рождественская девичья пустынь. В ночь на 14 сентября 1997 г. злоумышленники похитили икону из храма. Через полтора года она без серебряной ризы была обнаружена в антикварной палатке на рынке Калуги. 25 июня 1999 г. икона вернулась в обитель. Литературной основой икон данного извода является богослужебный текст богородична (глас 7): «...Прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, и по рождестве паки пребываеши Дева». На формирование иконографии оказали влияние такие западные образцы, как распространённое в средневековой Германии изображение Богоматери «Dreimal Wunderbare Mutter» («Трижды дивная Матерь»). Богородица представлена на иконе фронтально по пояс (тип «Одигитрии»). На Её левой руке сидит Младенец Христос, в левой же руке Богоматери – держава, пальцы опущенной правой руки сомкнуты (в протографе Она держит цветок). В правой руке Богомладенца – скипетр, в левой – свиток. Исследователи отмечают, что иконография Ломовской иконы наиболее близка к иконографии икон Шестоковской (Шелтомежской), Николо-Пешношской, Мишковской и Чубковской из Стародубья, прославленных в середине XVIII – начале XIX вв. (отличие двух последних – цветок в левой руке Богородицы).



 
PR-CY.ru