ЯЗЫЧЕСТВО В ХРИСТИАНСТВЕ - Страница 17

Эта особенность гностической сотериологии (наиболее отчётливо выраженная в манихейских текстах) в исследовательской литературе называется учением о «спасённом спасителе» («salvator salvatus») или о «спасителе, который должен быть спасён» («salvator salvandus»). Индивидуальное спасение, ставшее доступным посредством «знания», получает окончательное завершение только после смерти гностика, когда однажды пробуждённый внемирный аспект его природы освобождается от уз материального тела и вступает на путь в царство света – Плирому. Восхождение души, понимаемое как обретение ею первоначального состояния и восполнение временно утраченной целостности Плиромы, в гностических текстах описывается обычно в образах возвращения «частицы света», или обретения ею «покоя» и преодоления царящих в мире «беспокойства» и «борьбы», или как «небесный брак» души со спасителем. Пройти этот путь самостоятельно душа не в состоянии из-за противящихся её возвращению в небесную отчизну властителей тварного мира – архонтов, хранящих небесные врата. Преодолевает эти препятствия душа, предъявляя архонтам особые «знаки» (или «печати»), или же обретая благосклонность архонтов посредством особых заклинаний. Помочь ей призваны сопровождающий её помощник или ангелы света, а также различные ритуалы, совершаемые общиной после смерти одного из её членов. Возвращение в Плирому есть также и освобождение от материального тела, которое возвращается его творцам – архонтам. Получая своё творение, оказавшееся ненадёжным средством удержания души в повиновении, властители мира осознают тщетность своих усилий и испытывают стыд. Таким образом, восхождение души есть в то же время и суд над архонтами. В некоторых системах восхождение души сопровождается омовениями, очищающими её, уже избавленную от материального тела, от скверны материального мира. Очистительное омовение может завершать этот путь и служить обрядом инициации в царство света. Посмертную судьбу не достигших «знания» разные гностические системы определяют по-разному: они или предназначаются к погибели, или в мучениях ожидают решения своей участи на последнем суде, или вновь возвращаются в тела до тех пор, пока не обретут истинное «знание». Представления о воскресении мёртвых в гностицизме не имеют непосредственной связи с эсхатологическими событиями. В силу дуализма для гностицизма не характерно представление о телесном воскресении: тварный мир и принадлежащее ему материальное тело предназначены суду и погибели. Поэтому под воскресением в гностических текстах понимается пробуждение души ото сна неведения к «знанию», осуществляемое под воздействием «зова» спасителя и в результате самопознания (ср.: 1 Кор. 15:12; 2 Тим 2:18), а также достижение скрытой в человеке «частицы света» своего первоначального состояния после её «освобождения» от материального тела. Оба события могут пониматься как этапы одного процесса, начало которого имплицирует (подразумевает) его завершение. Учение гностических систем о конечной судьбе мира предполагает представление об истории как о линеарном процессе, имеющем определённые начало и конец. Смысл истории заключается в постепенном восполнении недостатка Плиромы в процессе возвращения её частиц, рассеянных в материальном мире. С возвращением последней частицы (достойной возвращения в Плирому) и устранением возникшего в результате творения мира смешения света и тьмы история утрачивает смысл, и наступает конец тварного мира.

 



 
PR-CY.ru