ЯЗЫЧЕСТВО В ХРИСТИАНСТВЕ - Страница 15

Уже первые гностики (Симон Маг, Менандр, Епифан), согласно свидетельству христианских ересиологов, практически осуществляют этот принцип, провозглашая себя богами. Цитируемый Ипполитом Римским текст гностиков – наассенов, используя греческий миф о происхождении богов и людей из моря, представляет двунаправленное течение единого небесного океана как возникновение людей (течение вниз) и богов (течение вверх). Поэтому познание человека является началом совершенства, ведущим к полноте, – познанию Бога. Яркое выражение антропологические идеи гностиков находят в их представлениях о сотворении человека. Различные версии этой истории подробно представлены в гностических системах и являются их смысловым центром. Как правило, они излагаются в форме вольной интерпретации соответствующего библейского повествования. Основа гностической антропогонии состоит в том, что телесная субстанция человека является делом рук демиурга и подвластных ему сил – архонтов и планет, однако жизненное начало человеку сообщает один из эонов плиромы. Это жизненное начало превозносит человека в иерархии бытия над демиургом и в то же время даёт ему возможность спасения из царства материи и тьмы. Спасение же состоит в пробуждении человека к «знанию» о его превосходстве над силами, создавшими видимый мир. Соответственно гностические тексты толкуют библейское повествование о грехопадении Адама (Быт. 2): вкушая от древа познания, человек узнаёт о своём превосходстве над демиургом. Змей в этой интерпретации имеет позитивное значение – он действует по заданию верховного Бога, желающего спасти человека от власти творца и повелителя материального мира. При этом тёмные силы часто бывают представлены как пребывающие в неведении относительно последствий создания человека, который должен стать для них судом. Главная цель гностицизма – спасение, которой подчинены гностические представления о мире и человеке. Само «знание», стоящее в центре идеологии гностицизма, имеет сотериологическое (спасительное) значение. Основой и началом спасительного «знания» является самопознание, открывающее человеку глаза на его истинное происхождение, достоинство, настоящее состояние и необходимость спасения. Соответственно происхождение тварного мира является следствием неведения. Противостояние знания и неведения есть универсальный мировой процесс, установленный Самим Богом для того, чтобы «явились участники состязания» (т.е. имеет воспитательную функцию), и было явлено превосходство знания над незнанием. Устранение этого основополагающего для тварного мира незнания и является задачей гностической сотериологии. Находясь в мире, человек погружён в материю и тьму неведения. Это состояние препятствует самопознанию, которое описывается в гностических текстах как преодоление тьмы и материи или как вырывание коренящегося в сердце неведения. Начатое в самопознании освобождение скрытой в человеке божественной частицы и её возвращение в царство света происходит только после смерти. Этот последний акт спасения сопряжён со многими опасностями, вызванными противодействием сил мира материи и тьмы. Он именуется восхождением души и принадлежит эсхатологии. В нём окончательно реализуется уже достигнутое посредством гнозиса спасение. Поэтому актуальное и возможное в гностической эсхатологии тесно переплетено.

 



 
PR-CY.ru