ЯЗЫЧЕСТВО В ХРИСТИАНСТВЕ - Страница 11

Основные черты учения Валентина, которое восстанавливается на основании этих фрагментов, состоят в следующем: тварный мир есть несовершенный образ «живого эона» и представлен как исходящая из божественной «бездны» и ниспадающая до «плоти» вереница элементов; сотворённому ангелами человеку дано от Бога «семя высшей сущности», однако сердце человека, наполненное злыми духами, которые заставляют его следовать дурным желаниям, может быть очищено только посещением «единого благого» Отца, уже явленного через Сына. Особенности представлений Валентина об откровении дополняет его идея об общности содержания церковных и мирских книг, а также свидетельства о визионерском характере его проповеди. Последователи Валентина составляли наиболее влиятельное из направлений гностицизма до распространения манихейства. Исследователи полагают, что ещё при жизни основателя валентиниане были разделены на две полемизирующие друг с другом школы – италийскую и восточную. Причиной разделения, по свидетельству Ипполита Римского, были различия в христологии. Италийские валентиниане учили, что Иисус при рождении имел психическое тело, в которое при крещении вошёл Дух (или Логос) «высшей матери» Софии, который и воскресил Его из мёртвых. Представители восточной школы, напротив, полагали, что тело Иисуса было духовным с самого рождения. Исследователи полагают, что христологические воззрения такого рода, имеющие черты адопцианства (двоякое истолкование сыновства Христа) и докетизма (кажущейся человеческой природы Христа) значительно отстоят от взглядов Валентина, имеющиеся высказывания которого демонстрируют, скорее, энкратитскую, чем докетическую направленность его христологии. Италийские валентиниане доминировали в Риме и распространяли своё влияние до Южной Галлии, восточные – в Египте, Сирии и Малой Азии. Из множества учителей и последователей валентинианского гностицизма, упоминаемых в ересиологической литературе, наиболее значительными в италийской школе были Птолемей и Ираклеон, в восточной – Феодот и Марк. В ересиологической литературе есть ряд более или менее подробных описаний систем, принадлежащих последователям Валентина. Несмотря на разнообразие этих учений, демонстрирующее принципиальную адогматичность мышления валентиниан, они сохраняют некоторые общие черты, восходящие к системе Валентина. К III в. гностицизм растрачивает свои творческие силы. Гностические тексты III–IV вв. являются поздними формами возникших ранее учений. Состояние гностической мысли этого периода демонстрируют трактаты «Вера Премудрость» и «Книги Иеу», а также некоторые описываемые Епифанием гностические системы. В то же время в этот период возникает манихейство, сохранившее многие черты гностицизма и развившееся до масштабов «мировой религии». Иногда к третьему периоду гностицизма исследователи относят дуалистические ереси Средневековья (павликианство, богомильство, альбигойские ереси катаров и вальденсов). Некоторые гностические традиции сохраняются до настоящего времени в практике и учении секты мандеев. Описание основополагающих черт гностицизма значительно затруднено большими различиями между отдельными взглядами и целыми системами, отражёнными в сохранившихся свидетельствах.

 



 
PR-CY.ru