ЯЗЫЧЕСТВО В ХРИСТИАНСТВЕ - Страница 14

Телесная природа человека (как и весь тварный мир), являясь продуктом деятельности демиурга и подвластных ему сил, противопоставлена духовному миру божественного света как сфера власти богоборческих сил, правящих посредством страстей и страданий. Душевная, психическая деятельность человека может отождествляться с деятельностью злых сил, поэтому человек может быть как субъектом, так и объектом своей психики. Внемирная составляющая человека, оказавшаяся в этом мире не по своей воле, не имеет возможности освободиться из него. Такую возможность она получает, приобретая сокровенное «знание» о мире, его происхождении и устройстве. Возможность спасения обусловлена тем, что человек принадлежит этому миру и, следовательно, подвластен его порядку только частью своей природы. Таким образом, антропология гностиков аналогична их представлениям о мире: противопоставление двух составляющих человеческой природы отвечает противопоставлению тварного мира тьмы и зла божественному миру света. И то, что в человеке соответствует царству непознаваемого Бога, обусловливает его связь с вышним миром, является залогом его спасения из тьмы материального мира и онтологической опорой спасительного «знания». Необходимым условием спасения является познание внутреннего «Я», что приводит к вопросу о его происхождении, на который отвечают гностические антропогонии (происхождении и эволюции человека); функцией потустороннего «Я» и в то же время средством его постижения оказывается «знание». В соответствии с трёхчастным строением человеческой природы в некоторых гностических текстах всё человечество разделяется на три рода: «духовных», «душевных» и «плотских», называемых также «земными» (или «материальными»). Преобладание в человеке одного из трёх составляющих его природу начал определяет его принадлежность к соответствующему роду. При этом (как и в каждом человеке) духовное начало в человечестве противопоставлено душевному и плотскому: только пневматики могут быть гностиками и только для них возможно спасение, прочие два рода людей пребывают в неведении, совершенно исключающем такую возможность. Члены церковных христианских общин относятся к психикам и представляют собой поле миссионерской деятельности гностиков. Важным элементом гностической антропологии является представление о божественном достоинстве человека, выраженное в так называемом учении о божестве Человека, которое в исследовательской литературе называется также мифом о Прачеловеке (или «антропос-мифом»). Исходным пунктом этого учения является идея о присутствии в природе человека некоего божественного элемента, что даёт основания для рассуждений о родстве или онтологической близости человека и Бога. Терминологическую и риторическую основу этого мифа составляет библейское учение о сотворении человека по образу Божию (Быт. 1:26). При этом «образ Божий» олицетворяется и отождествляется в одних системах с Самим Богом, именуемым Первым Человеком, в других – с неким единосущным Богу небесным Человеком, Адамом света или небесным Христом. При этом далеко не всегда исследователи могут понять, кто именно имеется в виду, когда в тексте употребляется термин «человек».

 



 
PR-CY.ru