ЯЗЫЧЕСТВО В ХРИСТИАНСТВЕ - Страница 16

Таким образом, индивидуальный акт познания, устраняющий незнание и тьму, которые лежат в основании тварного мира, имеет универсальное значение, в чём проявляется характерная для гностицизма аналогия макрокосма и микрокосма. Искупление в гностицизме есть освобождение от мира и тела, а не от греха, хотя мир и тело могут отождествляться с грехом, в который попала частица божественного света, и сама стала виновной по причине смешения с материей. Самостоятельно человек не может достичь спасительного «знания»: этому препятствует не только материальное тело, в которое заключена его истинная природа, но и властвующие в тварном мире силы, удерживающие её в состоянии сна и опьянения. Вывести человека из этого состояния может только осуществляемое извне деяние – «зов», отрезвляющий и пробуждающий его к «знанию» и устраняющий «неведение». Поэтому другим конституирующим элементом гностической сотериологии (наряду с актом познания) является сообщение «знания» человеку, осуществляемое по инициативе истинного Бога через посредничество Его посланца или «спасителя», фигуре и деяниям которого уделяется значительное место в гностических трактатах. Гностическое учение о «спасителе», очень разнообразное в своих конкретных реализациях, представленных в отдельных текстах, имеет ряд характерных черт, повторяющихся от трактата к трактату. Так, откровение спасительного «знания» совершается в плане мировой истории, как правило, в два этапа: однажды – при сотворении человека, и периодически – в продолжение всей мировой истории. Первоначальное откровение гностические трактаты обычно описывают в терминах особым образом истолкованной библейской истории грехопадения Адама, в которой носителями откровения выступают духовная Ева (отличная от плотской) и змей. Откровения, повторяющиеся в течение истории, служат напоминанием о полученном в начале «знании», которое «частицы света» забывают под агрессивным воздействием окружающих их сил материи и тьмы. Это повторяющееся откровение может осуществляться через являющегося с небес посланца или передаваться по традиции через цепь его носителей – избранников. Продолжающееся откровение может описываться также как постоянно пребывающее в мире «знание» в образе какого-либо небесного существа (например, Эпинойи света или Духа истины). Исследователи отмечают, что образы, в которые гностические трактаты облекают носителей откровения, очень разнообразны. Это исторические личности (например, Иисус Христос, Зороастр, Симон Волхв), герои ветхозаветной и апокрифической иудейской литератур (например, Адам, Ева, Авель, Сиф, Енох, Мелхиседек), а также персонификации различных отвлечённых понятий (например, Премудрость, Ум в разных его проявлениях, Слово и особые имена, характерные только для отдельных традиций, например, Пастырь людей и Гермес Триждывеличайший в герметическом корпусе или Гнозис жизни (manda d-haiji) в мандейских текстах). Гностический спаситель, несущий людям «знание» об их истинном происхождении, настоящем состоянии и пути освобождения из него, покидает мир света и приходит в мир материи и тьмы. Соприкосновение с тварным миром лишает его возможности вернуться обратно, поэтому он должен разделить участь спасаемых им «частиц света», т.е. сам нуждается в спасении.

 



 
PR-CY.ru