ИАКОВ САРУГСКИЙ - Страница 4

Единством Ипостаси объединены Божество и человечество, пришедшие к единству. Те же положения более поэтическим, парадоксальным языком переданы в мемрах. Исследователи считают весьма выразительным образ «слова» в его отношении к «гласу» и к «глаголу, речи». Слово есть творческое начало, которое содержит все слова и речения. Глас раздаётся, когда Сын зачинается от Отца одновременно со словами, которые слышит Богородица, чем растворяется «запрятанное», секретное Слово. Христология Иакова Саругского есть христология Единства Природы, которая вочеловечивается, а Иаков Саругский – представитель двух миров, антиохийского и александрийского. В соответствии с антидифизитской тенденцией Иаков Саругский выступает сторонником наименования Божьей Матери Богородицей. Следуя своей методологии, он подчёркивает ипостасное единство Христа, называя Богородицу «Матерью Единородного». Подчёркивая Ее избранничество, Иаков Саругский упоминает Её царское достоинство, чудесное непорочное зачатие и сохранение девства в Рождестве; говорит, что если бы Мария оказалась виновна в некоем грехе, совершённом в детстве, то Бог избрал бы вместо Неё иную. Иаков Саругский считал, что Богородица испытывала родовые муки, которые были в его понимании свидетельством истинного человечества Христа, доказательством того, «что Рождённый был не дух». Богородица для Христа – место и основание второго рождения; как Богородица не утратила девства в Рождестве, так и Христос не утратил Божества в человеческом рождении. Учение о евхаристии занимает важное место в богословии Иакова Саругского. Отец посылает Дух, чтобы освятить Дары и претворить их в Тело и Кровь Сына. Благодаря пришествию Духа евхаристия становится жертвой Сына, а Дух живёт в ней и оживотворяет её. Иаков Саругский говорит, что в евхаристических Дарах обитает «посредствующий Сын» (в другом месте он говорит, что в них обитает Дух). Эпиклеза играет решающую роль в евхаристическом жертвоприношении, но Сын обитает в хлебе и примешивается к вину, а Дух преломляет хлеб и предаёт его священнослужителю. Хлеб, который Дух превращает в Тело, есть истинное Тело Сына. Иаков Саругский противопоставляет евхаристию, «плод жизни», плоду, вкусив который Адам умер. Другой образ евхаристии у Иакова Саругского – манна (ср.: Исх. 16), «преславный хлеб, снисходящий от облаков», который предобразует «пищу жизни». Символика хлеба настолько важна для Иакова Саругского, что он отказывается признать параллелизм двух пасх – старой и новой. Агнец для него несовершенный символ. Большое значение имеют понятия «бескровная жертва», «телец упитанный» (для Иакова Саругского это образ преломляемого хлеба) и «хлеб предложения» (ср.: Лев. 24:5–9), который он называет «святым хлебом». Наиболее важный прообраз – жертвоприношение Мелхиседеково (Быт. 14:18), понимаемое Иаковом Саругским как совершенная духовная жертва и прообраз вещей грядущих.

 



 
PR-CY.ru