ИАКОВ САРУГСКИЙ

ИАКОВ САРУГСКИЙ, Серугский (451/452 – 521 гг.) – епископ города Батны (Батнан, ныне Суруч, Турция) в округе Саруг (провинция Осроена); сирийский поэт, богослов антихалкидонитского направления. Почитается как святой в Сирийской яковитской церкви (память 29 июня, июля и октября), в маронитской католической церкви (память 5 апреля), в Армянской Апостольской церкви (память 25 сентября). Существует несколько агиографических источников о жизни Иакова Саругского. Древнейшим из них считается «Похвальное слово Георгия». Автор называет себя учеником Иакова Саругского, однако из анализа текста исследователи сделали вывод, что он не мог быть его современником. Иногда это произведение атрибутируется Георгию, епископу арабов (VI в.); большинство учёных (в том числе Г. Биккель, П. Мартен) высказывались в пользу Георгия, епископа Саругского (VI в.). Сохранились также анонимный стихотворный панегирик (1143 г.) и два прозаических Жития Иакова Саругского: Иакова Эдесского и анонимное. Сведения о жизни Иакова Саругского содержатся также в исторических сочинениях Иешу Стилита, Мари ибн Сулеймана, Михаила Сирийца, Григория Бар Эвройо, в «Хронике», приписываемой патриарху Дионисию Телль-Махрскому, и некоторых других. Иаков Саругский родился в деревне Куртам на реке Евфрат в семье священника. Учился в одной из школ Эдессы одновременно с Нарсаем и в 22 года дал иноческие обеты. Уже тогда, по собственному признанию, он выступил против христологического учения Антиохийской школы, отражённого в произведениях Тарсийского епископа Диоскора, Мопсуестийского епископа Феодора и примкнул к последователям Александрийского архиепископа Кирилла. По просьбе пяти епископов, собравшихся, чтобы исследовать его веру, Иаков Саругский впервые произнёс в церкви стихотворную проповедь (мемру) о колеснице из видения пророка Иезекииля, что ознаменовало начало его поэтических трудов. Иешу Стилит сообщает под 502/503 г., что Иаков Саругский был периодевтом, следовательно, священнический сан он получил раньше. Служение Иакова Саругского совпало с большими испытаниями, постигшими христианское население Месопотамии в связи с войной, развязанной против Византийской империи персидским шаханшахом Кавадом. 10 января 503 г., после трёхмесячной осады, персами был захвачен город Амида (ныне Диярбакыр), а все его жители перебиты. Население охватила паника, многие христиане соседних городов хотели покинуть дома и бежать на западный берег Евфрата. Тогда Иаков Саругский укреплял их своими письмами. В 519 г. епископ Павел Эдесский рукоположил Иакова Саругского во епископа главного города области – Батнана Саругского. Именно в это время многие сирийские христиане отделились от Византийской церкви по причине несогласия с вероопределением Халкидонского собора, однако Иаков Саругский оставался в стороне от бурных дискуссий. Он активно занимался писательской деятельностью. По сообщению Григория Бар Эвройо, у Иакова Саругского было «семьдесят переписчиков для списывания его стихотворных поучений, которых было 760, кроме толкований, писем, мадрашей и сугит». Многие из его сочинений были утеряны, а большинство из тех, которые сохранились, до сих пор не изданы. Исследователи делят сочинения Иакова Саругского на три группы: мемры, прозаические сочинения (проповеди, трактаты) и письма.

 



 
PR-CY.ru