ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ, Сергиев Иван Ильич - Страница 45

Примером исследователи считают образ, подаренный художником В. Куликовым Свято-Духову монастырю в Боровичах. Он был написан в октябре 2002 г. под впечатлением от Таисиинских чтений, впервые проходивших в Боровичах. Автор стремился создать образ Иоанна Кронштадтского, благословляющего современную Россию, под покровом новопрославленной иконы Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Кронштадтский пастырь изображён в тёмном подряснике с Леушинской иконой Божьей Матери в руках, покрытых белым платом. В этом же ряду – образ Иоанна Кронштадтского в коричневом подряснике на фоне Сурского Иоанно-Богословского монастыря, выражающий идею духовного покровительства Иоанна Кронштадтского своей малой родине. Иконописцы, работающие в византийской и древнерусской манере, часто используют иконографию, соответствующую традиционному типу изображения святителя: поясной образ с благословляющей десницей, в левой руке – Евангелие. К этой группе исследователи относят икону из Иоанновского монастыря (иконописец А.Б. Прокофьева), которая стала известна после мироточения. Святой изображён на золотом фоне, в голубой фелони с богато украшенным золочёным оплечьем, с Евангелием в левой руке. Другой подобный образ в византийском стиле (Иоанн Кронштадтский в красной фелони, с Евангелием) написан санкт-петербургскими иконописцами Натальей и Николаем Богдановыми к 100-летию преставления Иоанна Кронштадтского. В 2008 г. он был принесён в дар русскому Пантелеимонову монастырю на Афоне от Мемориального музея-квартиры Иоанна Кронштадтского в Кронштадте. Исследователи отмечают, что ростовые иконы Иоанна Кронштадтского разнообразны по иконографии; художники предлагают новые пространственные решения, связанные с общим замыслом. Одним из наиболее интересных исследователи считают образ, выполненный архимандритом Зиноном (Теодором) в 1997 г. (позднее повторён для частного собрания в Финляндии). Иоанн Кронштадтский представлен вполоборота вправо, в светлом облачении, в молении к благословляющему Спасителю в сегменте неба, фон золотой. В левой руке святого развёрнутый свиток со словами: «Величие несказанное и дар неизреченный, причащение преч». Развитием этой темы исследователи считают икону Якова Прокофьева, где Иоанн Кронштадтский с потиром в руке обращён к Иисусу Христу, на фоне возвышается собор Иоанновского монастыря. В 1997 г. санкт-петербургским иконописцем Георгием Викторовичем Гашевым для Преображенского собора в Санкт-Петербурге был создан репрезентативный ростовой образ, который развивает тип поясных икон Иоанна Кронштадтского с потиром в руке. Святой представлен прямолично на золотом фоне, в золотисто-оранжевой фелони; образ выделяется обилием ассиста в отделке одежд. Ряд икон выполнен в живописно-реалистической манере: образ Аркадия Олеговича Педаяса и Б. Голованова (2002 г.;), икона мастерской Александро-Свирского монастыря для подворья обители в Санкт-Петербурге, многократно опубликованный в различных изданиях образ из Иоанновского монастыря: Иоанн Кронштадтский представлен стоящим на облаке, в зелёном облачении и митре, с благословляющей десницей, в левой руке – крест (2000 г., иконописец И.А. Мельничук).

 



 
PR-CY.ru