ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ, Сергиев Иван Ильич - Страница 44

Одна из первых написана священником Георгием Иващенко в 1988 г. на основе второго иконографического типа: благословляющий Иоанн Кронштадтский в голубой фелони с красным оплечьем и с наперсным крестом, в левой руке – потир. К прославлению Иоанна Кронштадтского в 1990 г. в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры была выполнена канонизационная икона святого – поясной прямоличный образ Иоанна Кронштадтского в зелёной фелони, с золотым наперсным крестом; в левой руке – потир, на который он и указывает правой рукой (иконописец Ирина Владимировна Волочкова, руководитель Ирина Васильевна Ватагина). К такому изводу (различия в цвете и деталях облачения, в жесте правой руки) исследователи относят иконы письма Сергея Ивановича Голубева, Владимира Олеговича Фронтинского, Ивана Александровича Кусова, Анны Геннадьевны Кудрявцевой, Анны Ивониной и многих других. Благодаря многочисленным фотографиям и портретным изображениям современные иконописцы имеют возможность максимально точно передать внешнее сходство с Иоанном Кронштадтским. Этим, очевидно, исследователи объясняют распространение икон святого, выполненных в реалистической манере. Один из первых подобных образов был создан в Джорданвилле: Иоанн Кронштадтский изображён на фоне неба, в красной фелони, со свитком в руках. В 1999 г. этот извод повторила художник Светлана Евгеньевна Большакова для Мемориального музея-квартиры Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, но с некоторыми отличиями в трактовке лика, в форме наперсного креста (прототипом стал крест, подаренный святому почитателями, который хранится в музее-квартире); текст на свитке взят из проповедей Иоанна Кронштадтского: «Православная вера и Церковь, как солнце, сияют в небесах и могут спасти всякого человека» (в 2001 г. в Москве икона экспонировалась на выставке «Обретение портрета», многократно публиковалась). Широко известен поясной образ Иоанна Кронштадтского с приложенной к нему внизу епитрахилью святого, созданный А.С. Ефимовым в 1992 г. для Иоанновского монастыря. Исследователи отмечают, что тип изображения соответствует иконе, написанной в Троице-Сергиевой лавре к канонизации, но манера исполнения более реалистична. Впоследствии образ был повторен для Троицкого Измайловского собора в Санкт-Петербурге и для нового храма во имя Иоанна Кронштадтского в Брянске (2008 г., иконописец С.Е. Большакова). Реалистические тенденции в иконографии Иоанна Кронштадтского получают иногда оригинальное воплощение. Так, на иконе, выполненной иноком Варсонофием на Святой Горе Афон в 2001 г. и вложенной в Пюхтицкий монастырь, одежды святого писаны по образцу подлинной ризы Иоанна Кронштадтского, хранящейся в музее Пюхтицкой обители. Интересной с художественной точки зрения исследователям представляется икона, созданная Ю.Б. Хуторским для Иоанновского монастыря в 2008 г. (подарена супруге Президента России Светлане Владимировне Медведевой). Исследователи отмечают, что иконы Иоанна Кронштадтского, исполненные в реалистической манере, отличаются разнообразием. Нередко иконописцы акцентируют те или иные события подвижнической жизни Иоанна Кронштадтского, местные реалии и особенности почитания.

 



 
PR-CY.ru