ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ, Сергиев Иван Ильич - Страница 42

Наиболее значительной исследователи считают хромолитографию на металле – поясной портрет, напечатанный при участии журнала «Русский паломник» в 1899 г. Иоанн Кронштадтский изображён вполоборота вправо, с наградами, внизу факсимиле автографа. Этот портрет наиболее распространён (экземпляры в Иоанновском монастыре, Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии), именно его упоминает Антон Павлович Чехов в описании острова Сахалин. На мастерски исполненном в технике офорта портрете 1900 г. гравера Виктора Алексеевича Боброва (Русский музей, Исторический музей, Мемориальный музей-квартира Иоанна Кронштадтского в Кронштадте) Иоанн Кронштадтский представлен в небольшом повороте вправо, с двумя наперсными крестами, с орденом и со звездой святой Анны первой степени. На нижнем поле справа – ремарка с проектом собора Иоанновского монастыря на Карповке. Одно из литографированных изображений Иоанна Кронштадтского 1912 г. по рисунку Александра Константиновича Смоликова, изданное в типографии Петра Петровича Сойкина в Санкт-Петербурге, составлено из букв текстов его проповедей (Отдел письменный источников Исторического музея; лист поступил в 1904–1924 гг. в составе коллекции Алексея Петровича Бахрушина; согласно подписи, «бесплатное приложение к журналу «Русский паломник» за 1912 год»). Исследователи считают идентичными по иконографии (Иоанн Кронштадтский вполоборота влево, по пояс, в бордовой рясе, с наперсным крестом, рук не видно, отличия в цветовом решении) московские хромолитографии, отпечатанные в мастерских Ивана Дмитриевича Сытина (1892, 1899 г.), Михаила Тимофеевича Соловьёва (1896, 1901 гг.), тоновый вариант 1893 г. – литография И.М. Мешкова, изданная Евдокией Коноваловой (листы из собрания Румянцевского музея в Российской государственной библиотеке, некоторые – из Государственного исторического музея). Высоким художественным уровнем отличается, по мнению исследователей, хромолитография 1890 г., отпечатанная в мастерской Штадлера и Паттинота в Санкт-Петербурге, издание журнала «Русский паломник» (Российская государственная библиотека). На тоновой литографии 1887 г. мастерской М.Т. Соловьёва (Российская государственная библиотека) – редкое изображение Иоанна Кронштадтского в камилавке. Исследователям известны также хромолитографии 1888 г. с факсимиле автографа Иоанна Кронштадтского (мастерская Р.В. Хорна в Санкт-Петербурге, издание Николая Фёдоровича Фёдорова, Исторический музей), 1894 г. мастерской «Веферса и Ко» (Отдел письменный источников Исторического музея); тоновая литография 1895 г. В. Тиля, выполненная в Одессе (в овальной золотой тиснёной рамке, Российская государственная библиотека); ксилография 1890 г. (санкт-петербургская типография Дома призрения малолетних бедных, Российская государственная библиотека); московские тонолитография 1888 г. и литография 1892 г. – издания Евгения Яколвевича Захарова и И.Д. Сытина (Исторический музей); хромолитография начала XX в. с тиснением (Исторический музей); портреты Иоанна Кронштадтского в технике офсетной печати начала XX в. (типография «Надежда» в Санкт-Петербурге, издание журнала «Кронштадтский маяк» и др., Российская государственная библиотека).

 



 
PR-CY.ru