ИРОДИОН - Страница 5

Облачён в монашескую мантию коричневого цвета, куколь на плечах, лик слегка удлинённый, глаза крупные, нос прямой, широкий лоб, волнистые волосы с короткой чёлкой, округлая борода средней длины. Над нимбом написано: «Преподобный Иродион Илоезерский». В церкви Богоявления в Белозерске находится икона «Собор Белозерских чудотворцев» последней четверти XVIII в. Под образом Господа Вседержителя в облачном сегменте изображены в два ряда девять преподобных, Иродион – слева вверху (рядом с Нилом Сорским), вполоборота вправо, седые волосы до плеч разделены на прямой пробор, черты лица крупные; на нимбе: «Иродион Илоезерский». Композицию этого образа точно повторяет исполненная в масляной технике икона Белозерских святых начала XX в. (часовня Кирилла Новоезерского в Белозерске), где, однако, облик преподобных существенно отличается от более раннего образца. В частности, Иродион имеет густые русые волосы, зачёсанные назад, и окладистую бороду без седины. По мнению исследователей, образ Иродиона, как и образы другие избранных Вологодских и Белозерских преподобных, включён в число предстоящих изображению Господа Вседержителя на иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» конца XIX – начала XX вв. из церкви апостола Филиппа в Великом Новгороде (вверху в правой части композиции Иродион с русыми волосами и недлинной бородой, куколь на плечах; надпись: «преподобный Иродион»). Исследователям известны две миниатюры с ростовым образом Иродиона. Одна из них помещена в сборнике-конволюте 1748 г., написанном иеродиаконом Кириаком (Ястребенским) (Исторический музей), предваряет текст Жития Иродиона. Святой представлен прямолично, в монашеском одеянии – розоватой рясе, тёмно-коричневой мантии, синей схиме, куколь на плечах, правой рукой именословно благословляет, в левой держит игуменский посох и развёрнутый свиток с текстом. У Иродиона крупные черты лица, лоб с небольшими залысинами, короткие, густые и вьющиеся волосы, борода средней длины, вокруг головы нимб. Вверху в облаках – слетающий голубь («Дух Святой»); на фоне надпись: «Преподобный Иродион Илоезерский». На другой миниатюре, второй половины XVIII в., из рукописного сборника Житий и повестей из библиотеки князей Голицыных (Государственный музей-усадьба «Архангельское»; 1750 гг. и последняя четверть XVIII в.), Иродион одет в оливковую рясу, коричневую мантию и голубую схиму, голова не покрыта, правой, отведённой в сторону рукой именословно благословляет, в левой держит свиток возле груди. У преподобного высокий лоб, обрамлённый шапкой коротких волнистых волос, окладистая борода. По сторонам нимба надпись: «Родион Илоезерский». Исследователи полагают, что несмотря на некоторые отличия в иконографии Иродиона (наличие игуменского посоха, длину бороды и др.), обе миниатюры выполнены в одной мастерской. Иродион упомянут без описания облика под 26 сентября в текстах иконописных подлинников: XVIII в. из коллекции Георгия Дмитриевича Филимонова (Иродион назван «пустынником») и 1830 гг. В монументальной живописи образ Иродиона исследователи встречают в группе подвижников XVI в. в академической по стилю росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (конец 1860 – 1870 гг., поновлена в 1970 гг. и около 2010 г.) в галерее русских святых, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Иродион изображён (с непокрытой головой) среди Белозерских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейном образе Афанасия (Сахарова)), начало 1950 гг., конца 1950 гг. письма монахини Иулиании (Соколовой) (Троице-Сергиева лавра) и на современных повторениях этой композиции (храм Христа Спасителя, церковь святителя Николая в Клённиках в Москве, церковь святителя Николая на Глинках в Вологде и др.).



 
PR-CY.ru