ИРОДИОН - Страница 4

Святой («сединами украшен», «аки жив») являлся и другим жителям Белозерья, в том числе иконописцу иноку Вассиану. Иконописные образы Иродиона получили распространение, как полагают исследователи, вскоре после его местного прославления в 1653 г. и писались, главным образом, для Иродионовой пустыни и окрестных храмов. В епархиальной переписке 1747 г. отмечено, что «на иконах подобие лица его изображается исстари». Наиболее ранние произведения внесены в отписные книги церковного и монастырского имущества и построек Междуозерской пустыни 1664 г. (Российский государственный архив древних актов). Так, в деревянной церкви Похвалы Пресвятой Богородицы (возведена «над мощми Иродиона чудотворца» в середине XVII в.) в местном ряду иконостаса третьим с правой стороны стоял «образ преподобных отец Кирила Новозерсково и Родиона Илоского в молении во облаце Пречистой Богородицы воплощению, на празелени; у него пелена крашенинная лазоревая, подложена холстом; наверху убрус полотенной браной». За ним упомянута икона «Иродиона чудотворца, на вохре; цата сребряна золочена…». Ещё один образ Иродиона на охристом фоне был включён в состав пядничного ряда иконостаса. Наконец, преподобный (назван Родионом чудотворцем) был написан в числе избранных святых на поле золотофонной иконы Божьей Матери «Одигитрия», расположенной в алтаре за престолом. В 1664 г. на гробнице Иродиона в южной части Похвальской церкви находилась его икона «на празелене» с изображением Святой Троицы «во облаце», а также «покров тафта зеленая, на ней шит крест золотом (вкропец?), обложен кружилом золотным, подложен крашениною лазоревою; на покрове паволока крашенинная же зеленая». По документам 1747 г. (Государственный архив Вологодской области), образ Иродиона на деревянной гробнице был писан «на цке, а венец сребряной»; надгробие дополняла резная расписная сень на столпах. Наиболее ранние изображения Иродиона сохранились на иконах Белозерских святых, молящихся Иисусу Христу или Богородице с Младенцем. Так, на иконе «Собор Белозерских чудотворцев» начала XVIII в. (музей Андрея Рублёва) Иродион представлен в коленопреклонённом молении Божьей Матери в группе преподобных, основавших монастыри и пустыни в землях Белозерья. Он в монашеском одеянии, куколь на плечах, лицо сухощавое, борода относительно длинная, с проседью, волосы вьются. Миниатюрная икона «Избранные Белозерские чудотворцы в молении Господу Вседержителю» первой трети XVIII в. вставлена в центральную часть складня с образами Покрова Пресвятой Богородицы в навершии и архангелов Михаила и Гавриила на створках (частное собрание). Иродион изображён в числе шести местных преподобных, в левой группе в верхнем ряду (напротив Нила Сорского), в мантии и схиме, с седыми кудрявыми волосами и широкой округлой бородой средней длины, голова не покрыта; надпись: «Иродион Илосский». Большая, очевидно иконостасная, икона с изображением стоящей на облаке Богоматери с Младенцем, избранных (преподобного Алексия, человека Божия, преподобного Александра Свирского) и Белозерских святых, где присутствует Иродион, выявлена при обследовании фондов Белозерского областного краеведческого музея. Образ происходит из Андогской Успенской пустыни Белозерского района (привезён из экспедиции в 1989 г.). Живопись, скрытая под слоем потемневшей олифы, предварительно датируется концом XVII – первой половиной XVIII вв. Иродион представлен в коленопреклонённом молении в левом среднем ряду, рядом со своим учителем Корнилием Комельским, напротив Филиппа Ирапского.

 



 
PR-CY.ru