ИРОДИОН

ИРОДИОН (первая половина XVI в.) – Илоезерский, преподобный (память 28 сентября и в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых). Сведения о нём содержатся в его Житии (исследователям известны 12 списков), а также в материалах расследования о чудесах святого («Обыск о чудесах»), которое было проведено весной 1653 г. архимандритом Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Митрофаном по благословению патриарха Никона. Сохранившиеся списки Жития исследователи датируют концом XVII в. – 1770 гг. Краткая редакция Жития (Российский государственный архив древних актов, конец XVII в.; Библиотека Академии Наук, первая половина 1740 гг.) содержит рассказы о трёх посмертных чудесах по молитвам к преподобному (авторство Жития ошибочно приписывалось архимандриту Митрофану). Пространная редакция Жития (Исторический музей, первая треть XVIII в., первая половина XVIII в.; Российская национальная библиотека, первая треть XVIII в.; Государственный музей-усадьба «Архангельское», 1750 гг. и последняя четверть XVIII в.) сложилась в 1680–1690 гг. как компиляция краткого Жития Иродиона и «Обыска о чудесах», дополненная рассказами о позднейших чудесах по молитвам к Иродиону (полная редакция Жития содержит описание 21 чуда). У исследователей есть основания полагать, что составителем пространной редакции был священник междуозерской (илоезерской) церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы Евтихий Васильев, служивший в ней в 1653–1696 гг. В 1740 гг. Житие Иродиона распространилось в списках, сделанных иеродиаконом Киево-Печерского монастыря Кириаком (Ястребинским), сосланным в Кириллов Новоезерский монастырь (Исторический музей, 1748 г.; Российская национальная библиотека, 1746 г.; Одесская государственная научная библиотека, 1746 г.). Пространная редакция Жития при этом подверглась редакторской правке, главным образом, стилистического и грамматического характера. Из Жития исследователям известно, что Иродион был насельником Корнилиева Комельского в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм монастыря, не имел сана (в некоторых списках Жития Иродион назван схимником). В 1537 г., после преставления преподобного Корнилия Комельского, Иродион покинул обитель и поселился в Белозерском уезде (в ряде списков Жития говорится, что он пришёл на озеро Уро). По прошествии некоторого времени, получив во сне откровение, Иродион приобрёл у черносошного крестьянина Анисима землю в Озацкой волости Надпорожского стана Белозерского уезда близ озера Ило (в 30 км к югу от города Белозерска), где выстроил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святой подвизался в посте и молитве, нёс послушание в трапезной палате при храме. Пищей святого были хлеб и вода. Всё, что ему приносили местные жители, он раздавал нищим. Иродион ежедневно («от субботы до субботы») причащался Святых Христовых Таин, никогда не мылся в бане. Очевидцем единственного известного прижизненного чуда святого стал местный житель Елисей, по мнению исследователей, записавший увиденное: Иродион, подобно трём библейским отрокам (Дан. 3:15–93), лежал на раскалённых углях в печи и оставался невредим. В Житии рассказывается, что со временем построенный преподобным храм стал центром приходской общины. Во избежание соблазнов Иродион по молитве лишился слуха и зрения. Оставив церковь, поселился рядом с ней в бобыльской избе (келье).

 



 
PR-CY.ru