ИРОДИОН - Страница 3

В рассказах о чудесах, происходивших от мощей преподобного или по молитве к нему, повествуется об исцелениях и о другой помощи окрестным жителям, иногда паломникам, пришедшим из иных мест. Некоторые из чудес были записаны собственноручно: например, священник Евфимий Фомин записал чудо 5, а «некто из детей боярских» Григорий Никифорович Золотилов, будучи неграмотен, поручил записать происшедшее с ним и с его сестрой чудо иеромонаху Исидору (чудо 6). О почитании Иродиона в ХVIII в. свидетельствует выписка из донесения Вологодской духовной консистории в Синод от 24 января 1739 г.: «В приходской церкви, что в Междуозерье, Иродион чудотворец, не свидетельствован. А у него, чудотворца, служба бывает, и приходят богомольцы для моления разных чинов и поныне». Житие святого постепенно забывалось. Иеродиакон Кириак (Ястребенский), оказавшийся в 1740 гг. в Кирилловом Новоезерском монастыре, пять лет не мог найти исправный список Жития Иродиона: «А в христолюбивых людех града Белаезера и в протчих у кого пять чудес написано имеется, у кого три или полжития преподобнаго, но и то несходно» (Исторический музей). Кириак (Ястребенский) составил исправный текст по разным спискам и сочинил молитвы к преподобному, однако они не получили широкого распространения. В середине XVIII в. Житие Иродиона было включено в сборник житий Белозерских святых (Государственный музей-усадьба «Архангельское»); святой изображён на иконах «Собор Белозерских чудотворцев» и «Избранные Белозерские чудотворцы в молении Господу Вседержителю» (первая треть XVIII в.), что позволяет исследователям предположить канонизацию Иродиона в составе Собора Белозерских святых, празднование которому было утрачено к концу XVIII в. В конце ХIХ в. Житие святого было практически неизвестно в Белозерье, о чём свидетельствовал настоятель междуозерской Рождество-Богородицкой церкви священник Павел Смирнов в письме в редакцию «Новгородских епархиальных ведомостей»: «Богомольцы, приходя поклониться угоднику, просят меня почитать Житие преподобного, но я, к сожалению, удовлетворить их просьбы не могу». Служба преподобному совершалась по Общей Минее. В конце XVIII в. над могилой преподобного построили кирпичную церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы с приделами во имя Иродиона и в честь Рождества Богородицы. К началу XIX в. выстроенная преподобным деревянная Рождество-Богородицкая церковь была ветхой, в середине XIX в. в бывшей пустыни был только каменный храм (сохранился в полуразрушенном состоянии). Междуозерский приход объединял 12 небольших деревень, расположенных между озёрами Азатское и Ило. В настоящее время жители этих деревень отмечают 11 октября (28 сентября) праздник «Родионьевская», но не связывают его с Иродионом. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было установлено около 1831 г. (возобновлено в 1981 г.). Иродион прославляется в четвёртом тропаре восьмой песни канона Всем святым земли Новгородской (составлен в 1831 г.). Имя Иродиона вошло в составленный архиепископом Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903 г.), где он отмечен как местночтимый святой. Первый образ Иродиона был написан по заказу Софония, который, согласно Житию святого, воткнул посох в его могилу, ослеп и прозрел после явления ему Иродиона: «И сотвори сеи муж Софонии над преподобным Иродионом гробницу… и написав образ преподобнаго Иродиона по подобию и по образу его».

 



 
PR-CY.ru