ИШХАНСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 8

С аналогичными почестями царь встречал разве только католикоса-патриарха и чкондидели. На дворцовом приёме после коронации среди 36 архиереев ишхнели занимал десятое место, между ниноцминдели (Ниноцминдским, девятое место) и анчели (одиннадцатое место). Среди 13 архиереев Самцхе-Саатабаго (Южная Грузия) ишхнели занимали третье место после мацкверели и кумурдоели (Кумурдойского). Иногда ишхнели назначались на высокие государственные должности. В одном документе (1240 гг.; Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе) упоминается бывший ишхнели, а ныне книжник (секретарь) опочивальни (царя) и казны Антон» (по мнению исследователей, архиепископ Антоний (II). Книжник опочивальни занимал пост первого заместителя мцигнобартухуцеси (канцлера), книжник казны – первого заместителя мечурчлетухуцеси (распорядителя казны), обе должности по рангу стояли следующими после первых лиц государства. В сохранившихся исторических источниках подобный пример совмещения этих должностей исследователям неизвестен. То, что бывший ишхнели Антоний (II) занимал одновременно обе должности, свидетельствует о его принадлежности к чиновникам высочайшего уровня. Также это может указывать и на высокое положение ишхнели. Поскольку документ исследователи относят к 1240 гг., полагают, что Ишханскую кафедру архиепископ Антоний (II) занимал в 1230 гг. В XVI в. по велению и на средства амбы (авва, отец) ишхнели Аверкия (Аберки) пергаменную рукопись песнопений Тбели Абусеридзе (1233 г.; Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе) пополнил бумагой и обновил писчий Георгий. Титул «амба» носили только Алавердские епископы (см. в ст. Алавердская епархия), т.к. они были одновременно и настоятелями монастыря Алаверди. Исследователи полагают, что в XVI в. в Ишхани наряду с кафедрой епископа продолжал существовать монастырь – иначе им трудно объяснить добавление титула «амба». Маловероятным, но возможным считается предположение, что архиепископ Аверкий до Ишханской возглавлял Алавердскую кафедру. Другие аналогичные случаи в источниках исследователям неизвестны. В первой половине XVI в. турки захватили весь Чорохский край, а к 1578 г. закончили завоевания и восточной части княжества Самцхе-Саатабаго; оно было преобразовано в Гурджистанский (Ахалцихский) вилайет (Чилдырский пашалык), которым с 1625 г. управлял паша из грузинского рода Джакели. Территория Ишханской кафедры была включена в Хахульский санджак, часть которого в середине XVII в. отошла к Эрзерумскому вилайету. С установлением турецкого господства ислам постепенно распространился шире, чем христианство, и церковная жизнь в крае, в том числе и в Ишханской епархии, пришла в упадок. В первой половине XVII в. Ишханскую кафедру занимал архиепископ Макарий, сведения о котором содержатся в синодике пергаменного Ишханского (Эчмиадзинского) Четвероевангелия (XII в., Матенадаран; фотокопия: Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе): «Христе, помилуй Ишханского архиепископа Макария, отпусти ему грехи, Господи. От пришествия Христа 1650 г. От пришествия Адама 7140 и 17 лет».

 



 
PR-CY.ru