ИШХАНСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 7

Царь всей Грузии Димитрий I (Деметре; 1125 – 1155/1156 гг.) освободил село от залога и вновь пожертвовал Ишхани. В грамоте, написанной на пергамене (не сохранилась), был зафиксирован факт возвращения села в собственность Ишхани при ишхнели Игнатии, о чём последний приказал сделать надпись в кафоликоне, чтобы придать бóльшую достоверность условиям, изложенным в тексте документальной надписи, а также повесить в честь этого события лампады. Шестая строка фресковой надписи со слов «или кто появится...» и до конца, по мнению исследователей, является текстом непосредственной царской подписи, которой был скреплён пергаменный документ. Помимо царя Димитрия I в надписи упомянуты несколько исторических лиц: его сестра царица Тамара, его сыновья Давид V (царь всей Грузии в 1155–1156 гг.) и Георгий III (царь всей Грузии в 1156–1184 гг.), неизвестный католикос всей Грузии Феодор, архиепископ Игнатий, а также поставленные им царские духовники, не известные исследователям по другим источникам священники Илия (Элиа) и Григол. Основываясь на этих данных, Е. Такаишвили датировал появление надписи не позднее 1155/1156 г. Таким образом, деятельность архиепископа Игнатия на Ишханской кафедре исследователи определяют серединой XII в. В 1941 г. К.С. Кекелидзе опубликовал восстановленный им текст сочинения анонимного автора, так называемого первоо историка царицы св. Тамары, – «История и восхваление венценосцев». В предваряющем текст исследовании затронут вопрос об авторе сочинения. К.С. Кекелидзе выправил одно место в тексте: «Арсени скажет икв нели» на «Арсени скажет Ишхнели» и заключил, что автором сочинения был «некто Арсени Ишхнели... писатель первых двух двадцатилетий XIII века». Гипотеза К.С. Кекелидзе не нашла поддержки в научных кругах, искажённое место принято читать как «Арсени скажет Икалтоели» (эти слова опровергают гипотезу о существовании в это время ишхнели с именем Арсений). В XIII в. ишхнели в наибольшей степени по сравнению с другими архиереями ГПЦ пользовались высокими иерархическими почестями. Во время коронации царя, после того как его подводили к царским вратам, его встречал католикос-патриарх всей Грузии, которому «низко кланялся царь». Католикос-патриарх брал царя за правую руку, а католикос Западной Грузии (Абхазский) – за левую. «Ежели католикоса Абхазии не окажется – тогда берет ишхнели или архиепископ (Картлийский.)». С амвона коронованного царя низводили также католикос-патриарх всей Грузии и католикос Западной Грузии, «или же чкондидели (архиепископ Чкондидский; это слово в текст документа вписано позднее письмом мхедрули), или ишхнели, и так входили во дворец». В составленном в XIV в. документе «Распорядок царского двора» в отдельных случаях сохранились положения двух – трёхвековой давности, особенно описания оказываемых ишхнели почестей. В частности, здесь сказано: «Когда прибудут епископы западные – ишхнели, мацкверели, анчели, мтбевари и голготели (Ишханский, Ацкурский, Анчийский, Тбетский и Голгофский), при их поклонении царю он притрагивается к ковру рукой, для ишхнели – с большей почестью, делает в его сторону два или три шага и приветствует его, к другим равно и не двигается с места».

 



 
PR-CY.ru