ИРМОЛОГИОН - Страница 12

Имеются авторские гравюры, в частности, выдающегося львовского мастера Никодима Зубрицкого, известного исследователям оформлением многих богослужебных книг. Ему принадлежат две заставки на сюжет «Рождество Христово»: с подписью «Никодим» и с монограммой «NZ»; малые миниатюры-иллюстрации «Положение во гроб» и «Успение» с той же монограммой; «Успение» (из сборника «Акафисты» 1699 г.). Титульный лист Ирмологионов 1709 и 1757 гг. был создан Никодимом Зубрицким в 1700 г., но не использован в этом издании. Под его руководством и по его оригиналам работал иеромонах Дионисий (Синкевич; см. гравюру «Добрый Пастырь» с подписью; «Вознесение Пресвятой Богородицы» с монограммой «DS»). Большинство гравюр не имеет указаний на авторство и было специально изготовлено для печатных Ирмологионов в одном стиле со старыми изображениями, например, «Благовещение», «Неопалимая Купина» и др. Исследователи не исключают, что неподписанные гравюры были выполнены упомянутыми мастерами или их учениками. В Ирмологионах ХVIII в., которые были составлены в Санкт-Петербурге, имевшем связи со странами Запада, размещались некоторые гравюры западноевропейских мастеров, например, И.Г. Гертеля, Эммануэля Эйхеля Старшего, Л. Хайда и Б.З. Зетлецки (Ирмологион Головни; СПб., 1752 г. – Национальная библиотека Украины), А. Пфеффеля (Ирмологионов Головни; СПб., 1762 г. – Российская национальная библиотека), М. Энгельбрехта и И.А. Пфеффеля (15 гравюр в Ирмологионе 1750 г. иеродиакона Леонида (Хоцятовского), впоследствии архимандрита Троице-Сергиевой лавры, куда он перенёс этот Ирмологион (Российская государственная библиотека). Имена пяти западноевропейских гравёров (И. Вольф, И.Ф.П. Гаерс, Г. Геффель, Г. Грофиус и Энгельбрехт) известны по описи Ирмологионов конца ХVII – начала ХVIII в., хранившейся до 1940 гг. в Самарском областном музее. Распространение Ирмологионов в различных местностях в ХVII–ХVIII вв. содействовало ознакомлению с южнорусским пением и традициями ирмолойной книжности. Особенно многочисленными стали эти книги в России (в архивах Москвы и Санкт-Петербурга в настоящее время хранится соответственно 110 и около 70 Ирмологионов – примерно 16% сохранившихся книг) и Молдавии, единичные экземпляры оказались в дальнем зарубежье при формировании украинской диаспоры. Однако, в основном, Ирмологионы использовались в местах их создания. Преобладающая часть Ирмологионов до сих пор хранится в архивах тех регионов, где они были написаны, хотя каждое хранилище имеет небольшой процент неместных книг.

 



 
PR-CY.ru