ИРИНАРХ - Страница 12

Чудотворения Иринарха описаны в тропарях канонов, связанных общей сюжетной линией. Составитель канонов искусно переложил «Сказание о чудесах игумена Иринарха» в гимнографическую форму, добавив чудо об исцелении архимандрита Макария и священноинока Маманта от зубной боли. При создании службы Иринарху автор обращался к службам преподобным Сергию Радонежскому, Никону Радонежскому, Александру Свирскому или Афанасию Афонскому, Савватию Соловецкому. Новый тропарь Иринарху («Любве ради Христовы суету мира отверг...», глас 8) был создан на материале двух стихир преподобному Сергию. Исследователи не сомневаются, что служба, составленная архимандритом Макарием, использовалась в Соловецком монастыре, о чём свидетельствует включение её в один сборник со службой преподобному Герману (Российская национальная библиотека). Однако, как указывал Никодим (Кононов), в начале XX в. данная служба не была признана «соответствующею для напечатания», и празднование Иринарху было рекомендовано «править по Общей Минее». По мнению исследователей, иеромонах Никодим (Кононов) был автором новой службы Иринарху (с каноном «Отверзи, Господи, уста моя...», глас 8). Для неё были написаны тропарь («Постническое по Бозе житие...», глас 4) и кондак («Чистотою душевною Божественныя благодати дары стяжав...», глас 8). Стихиры и канон этой службы носят общий характер и могут быть отнесены к любому преподобному. Упоминания о чудесах Иринарха представлены, главным образом, в каноне. Основной темой службы является прославление Иринарха как «начальника монахов» (игумена); другой важной темой является восхваление «святой двоицы» – Иринарха и Елеазара Анзерского. Одним из образцов при создании службы послужил текст службы Стефану Махрищскому (14 июля). Агиографическими источниками стали «Сказание о чудесах игумена Иринарха» и Житие преподобного Елеазара. Характерной особенностью данной службы Иринарха исследователи считают то, что её создатель опирался исключительно на письменные источники, игнорируя устное предание, в частности, соловецкую традицию почитания Иринарха как целителя. Исследователям известны две молитвы Иринарху. Более ранняя была составлена в XVII в. («О всеблаженне и освященне отче наш Иринархе, досточудне угодниче Христов...» – Российская национальная библиотека; Исторический музей). В ней наряду с другими прошениями содержится просьба к Иринарху о даровании исцеления «в недузех содержимым... паче же в болезни зубней». Более поздняя молитва («О преподобне отче Иринарше, угодниче Божий и молитвенниче...»), по мнению исследователей, была составлена в начале XX в. иеромонахом Никодимом (Кононовым) по образцу молитвы Стефану Махрищскому. В Житии Иринарха описан внешний облик святого, каким он являлся разным людям в видениях. Так, на сороковой день после преставления преподобный явился соловецкому иноку Виталию: «Вижду любимаго ми отца игумена Иринарха лицем светла, оболченна в епитрахиль, кадило в руце».

 



 
PR-CY.ru