ИРИНАРХ - Страница 14

Образ Иринарха встречается на иконах, продававшихся паломникам в Соловецком монастыре во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Такие иконы писали по заказу обители преимущественно на небольших кипарисовых досках в иконописных мастерских в сёлах Владимирской губернии. На них представлены преподобные Зосима, Савватий, Герман, Елеазар Анзерский, Иринарх, Московский митрополит Филипп, например, на двух иконах «Соловецкие чудотворцы в молении образу Божией Матери Знамение» (Русский музей, Соловецкий музей-заповедник). Как правило, Иринарх изображён с седой окладистой бородой, в клобуке, одет в чёрную мантию. В композиции «Собор русских святых» погрудное изображение Иринарха в чёрном клобуке (или без него), с округлой бородой средней длины имеется на нескольких аналогичных по иконографии выговских иконах. Святой написан в пятом ряду левой группы, между преподобными Паисием Галичским и Саввой Сторожевским, на иконе конца XVIII – начала XIX вв. (Музей изобразительных искусств Республики Карелия, на нимбе надпись: «прп. Иринарх Соловецкий»); на иконах 1814 г. мастера Петра Тимофеева из собрания Церковно-археологического музея Санкт-Петербургской духовной академии и XIX в. из деревни Малая Горка Виноградовского района Архангельской области (Русский музей); на иконе первой половины XIX в. из деревни Чаженьга Каргопольского района Архангельской области (Третьяковская галерея). Икона этого извода первой половины XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге (музей истории религии) отличается по иконографии: Иринарх представлен в правой группе преподобных во втором ряду вторым от центра, в куколе (надпись: «п. Иринарх Соло.»). В книжной миниатюре образ Иринарха известен в лицевой рукописи «Сад спасения» 1709–1711 гг. (музеи Московского Кремля). Иринарх изображён в деисусном предстоянии, руки подняты в молитвенном жесте; облачён в коричневую мантию, на плечах – зеленый куколь. Среди основателей и подвижников Соловецкой обители образ Иринарха (в схиме, голова покрыта куколем, руки в молении) помещён на некоторых гравюрах и литографиях XIX – начала XX вв. с видами монастыря, как правило, слева на облаках, рядом с фигурами Филиппа Московского и Елеазара Анзерского. К ним относится, напримеер: офорт 1827 г. работы Андрея Михайловича Шелковникова (Соловецкий музей-заповедник, Исторический музей); лист 1827 г., награвированный в Москве «под смотром» И. Колышкина (экземпляр в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии); гравюра 1850 гг. Александра Гавриловича Афанасьева по натурному рисунку монаха Александра (Заливского). На хромолитографиях 1892 г. соловецкой мастерской и начале XX в. московской мастерской И.А. Морозова (обе в собрании Архангельского музея изобразительных искусств) фигура коленопреклоненного Иринарха расположена крайней справа, его голова не покрыта.

 



 
PR-CY.ru