ИОНА - Страница 4

Исследователи предполагают, что более ранняя икона действительно существовала, либо созданная в 1607 г. уже пришла в ветхое состояние. Исследователям известно о поновлении образа в 1811 г. иконописцем Яковом Поповым, когда были допущены неточности в копировании текста надписи. Священник Иоанн Верюжский в 1880 г. воспроизвёл надпись на надгробной иконе Пермских святителей («в серебряном басманном окладе») в Благовещенской церкви иначе, что, по мнению исследователей, объясняется использованием записи митрополита Евгения (Болховитинова), сделанной до поновления образа («…написан бысть сей св. образ трех святителей Герасима, Питирима и Ионы, в славу св. Троицы, Отца и Сына и св. Духа, повелением их, смиренным епископом Иоасафом вологодским и великопермским и положен бысть сей образ на гробницах их великих чудотворцев, Герасима, Питирима и Ионы»). Автор сообщает также о другой «древней» иконе святителей в Вознесенском храме Усть-Выми. Согласно текстам иконописных подлинников XVIII–XIX вв. (под 6 мая, 7 июня, 26 октября), Иона «подобием сед, власы кудрявы, брада аки Димитрия Прилуцкаго, на главе шапка святительская, ризы святительския и омофор, в руках Евангелие»; «сед, кудряв, брада Димитрия Прилуцкаго, в шапке, риза святительска» (1830 гг. – Институт русской литературы). По форме округлой, недлинной бороды он уподобляется известному Вологодскому преподобному. Обычно Иона изображался в епископском богослужебном облачении – подризнике, фелони, омофоре, митре, поручах и сапожках, в редких случаях облачение святителя дополнено палицей и параманом (или епитрахилью). В надписях на иконах он, как правило, именуется епископом Пермским. Из единоличных изображений Ионы известна икона конца XVIII – начала XIX вв., где он показан фронтально в рост, в святительском облачении, в митре, с панагией на груди и Евангелием в левой руке, перстосложение десницы именословное. Иона сед, с широкой бородой до середины груди и длинными волосами до плеч. Пейзажный фон с рекой и горами подчёркивает суровость Пермской земли, в правой части композиции – одноглавый храм. Уникальная икона середины XIX в. (Соликамский краеведческий музей), судя по надписи, могла быть создана около 1862–1863 гг. в связи с торжествами 400-летия крещения Чердыни и основания чердынского Иоанно-Богословского монастыря. «Просветитель города Чердыни» в полном архиерейском облачении держит в руках трикирий и двукирий, справа – крещение чердынского народа (Иона с крестом в руке) на фоне монастырского храма апостола Иоанна Богослова, в облаках – Святая Троица Новозаветная. Существовала устойчивая традиция изображения в одной композиции трёх Пермских святителей. Наиболее ранним сохранившимся произведением является икона середины XVII в. (музей Андрея Рублёва), по мнению исследователей, очевидно, восходящая к надгробному образу: святые написаны прямолично, в рост, Иона справа, в архиерейской шапке (митре), красном подризнике, орнаментированной фелони розоватого цвета, зелёном омофоре, в руках большое Евангелие на тёмно-зелёном плате. У него высокий лоб, сравнительно короткие волосы, большая округлая борода с проседью.

 



 
PR-CY.ru