ИОНА - Страница 3

Не позднее 1717 г. усть-вымский священник Евтихий отправил в Вологду архиерейскому дьяку Спиридону Стефановичу челобитную с просьбой прислать сведения о святителях, включая записи о чудесах, поскольку «приходящие к чудотворцам богомольцы о том деле осуждают, что мы не ведаем». 5 февраля 1745 г. проводилось обследование надгробия святителей Герасима, Питирима и Ионы в Усть-Выми, погребённых «при Благовещенской каменной церкви, на северной стране, в деревянном приделе... под спудом». В грамоте об освидетельствовании мощей, проводившемся комиссией во главе с игуменом Теплогорской пустыни, указывалось, что письменных данных о жизни и деятельности Герасима, Питирима и Ионы найти не удалось, за исключением записи на иконе 1607 г. и записки о смерти Ионы в 1471 г. Память Ионы под 6 июня отражена в ряде синодиков и месяцесловов. Благовещенский собор в Усть-Выми был разрушен в 1936 г. В 1996 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил каменную часовню во имя трёх Пермских святителей, построенную на месте древней Всехсвятской часовни. В часовне, в настоящее время являющейся частью усть-вымского во имя архангела Михаила мужского монастыря (возобновлён в 1996 г.), под спудом покоятся мощи трёх Пермских епископов, в том числе Ионы, над погребением установлена рака. Есть отдельный тропарь Ионе, служба и акафист трём Пермским святителям. О времени появления первых икон Ионы существуют различные мнения. Основываясь на Вычегодско-Вымской летописи, М. Михайлов полагал, что икона святителей Герасима, Питирима и Ионы существовала уже в конце XV – начале XVI в. («…И над их св. чудотворными мощами по их кончинах вскоре устроена бысть св. церковь во имя их великих святителей… и святая икона написана…»). Однако в других источниках выражено сомнение по поводу столь раннего почитания святых: «Прочитавши надпись на гробничной иконе угодников наших сделанную, всякий удовлетворится, что эта первая икона и прославление их началось не ранее начала семнадцатого столетия….». На надгробном ростовом образе трёх Пермских святителей, находившемся в церкви Благовещения Богородицы Усть-Выми, была надпись: «Лета 7115 (1607) месяца июня в 8 день при Великом государе царе и Великом князе Василии Иоанновиче, всея Руси самодержце, при Святейшем Ермогене, Патриархе Московском и Всея Руси, написан бысть сей образ трех святителей Герасима, Питирима и Ионы Епископов Пермских чудотворцев повелением Преосвященным Архиепископом Иоасафом Вологодским и Великопермским, а положить сий образ на гробнице Герасима, Питирима и Ионы во славу святыя Троица Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Очевидно, икона была первой, созданной после установления местного празднования святым в 1606 г., причём «собственной кисти бывшего тогда на кафедре епархии Пермской и Вологодской Архиепископа Иоасафа» (Государственный архив Вологодской области). В фотоархиве ИИМК РАН сохранился снимок иконы 1607 г., сделанный иконописцем Алексеем Нестеровичем Зелениным в 1907 г.; тогда же по поручению Пермского археологического общества им была выполнена копия образа. В описи имущества усть-вымской Благовещенской церкви 1671 г. кроме надгробной иконы значится и другой старинный образ подобной иконографии «их же (святителей) в палатке Архангельской церкви за ветхостью» (Государственный архив Вологодской области).

 



 
PR-CY.ru