ИОНА

ИОНА (ум. в 1470 г.) – епископ Пермский, святитель (память 6 июня, 29 января – в Соборе Пермских епископов, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых). Хиротонисан во епископа Пермского между 19 августа 1455 г. (дата мученической кончины его предшественника на кафедре Питирима) и 13 декабря 1459 г., когда Иона впервые упомянут как Пермский архиерей в послании русских архиереев к западнорусским епископам о верности митрополиту всея Руси Ионе и о непризнании униата Григория («Русская историческая библиотека», том 6). Согласно русской практике XV в., архиерейская хиротония должна была совершаться при достижении ставленником сорока лет («Русская историческая библиотека», том 6). Все Пермские епископы XIV – первой трети XVI вв., о которых сохранились биографические сведения, были связаны с севернорусскими землями либо рождением, либо служением в северных монастырях (как правило, Ростовской епархии). Исследователи предполагают, что Иона не был исключением. По мнению ряда исследователей, Иона участвовал в составлении присяжной грамоты архиереев Московской митрополии на верность митрополиту всея Руси Ионе (декабрь 1459 – 1460 гг.), хотя в грамоте Иона не упоминается («Русская историческая библиотека», том 6). Иона перечислен среди русских владык, от имени которых было отправлено послание Тверскому епископу Геннадию (Кожину) с приглашением прибыть в Москву для участия в избрании на митрополичий престол преемника Ионы Феодосия (Бывальцева). Приглашение составлено на малом соборе («совете») архиереев, который состоялся весной 1461 г. Из послания следует, что на соборе Иона отсутствовал, но прислал повольную грамоту и поэтому был включён в число авторов послания («с соединением брата нашего Ионы, епископа Пермьскаго»). В 1462 г. Иона крестил Великую Пермь «и князя их и церкви постави, и игумены, и попы» (Полное собрание русских летописей, том 24, а также том 8, где событие отнесено к 6971 (1462/63) г.; указано, что святитель крестил «князей их»). Несколько иное отражение данный факт получил в Вычегодско-Вымской (Коми-Вымской, Мисаило-Евтихиевской) летописи конца XVI – начала XVII вв., среди источников которой было Житие Ионы (не сохранилось), а также краткие летописцы, составлявшиеся при Пермской кафедре с конца XIV в. В Вычегодско-Вымской летописи указывается, что Иона крестил Великую Пермь «добавне» – через семь лет после первого крещения, предпринятого Питиримом; не упоминается о поставлении игуменов; вместо крещения «князя их» сообщается о крещении детей князя – «княжат Михайловых». Исследователи полагают, что эти сведения из Вычегодско-Вымской летописи являются результатом стремления её автора священника Мисаила примирить разночтения в протографах. По мнению исследователей, Иона продолжил христианизацию Великой Перми, начатую Питиримом, и крестил население тех земель, где ранее христианство не было проповедано. Во второй половине XV в. в церковной жизни Перми использовался исключительно церковнославянский язык, изобретённая Стефаном Персмским письменность вышла из употребления. Крещение Ионой Великой Перми в 1462 г. совпало с походом через этот регион московских отрядов, воевавших с марийцами (черемисами), что, по мнению ряда исследователей, свидетельствует о поддержке миссионерской деятельности Ионы Московским великим княжеством.

 



 
PR-CY.ru