ИОАНН, Стухин - Страница 15

В Стишном Прологе особой редакции первой четверти XVI в. на март-август псковского происхождения из библиотеки Папского Восточного института в Риме находятся два очень кратких Жития (заголовки в обоих случаях не написаны) Новгородского архиепископа Иоанна, который, по мнению исследователей, может быть отождествлён только с Иоанном (Стухиноым); сведения исследователи не могут отнести ни к Иоанну Попьяну, ни к Иоанну (Илии), притом что обе даты, под которыми они помещены, не совпадают с днём кончины Иоанна (Стухина). Текст, помещённый под 18 июня, представляет собой почти дословный (местами сокращённый) пересказ проложного Жития Александрийского архиепископа Кирилла (27 июня), с использованием новгородских топонимов и имён собственных, достоверность которых нуждается в проверке. В начале Жития сообщается, что Иоанн происходил из города Орешка и был «сестричиць» (племянник по матери) некоего преподобного Зосимы. Далее говорится, что он был преемником на архиепископской кафедре преподобного Симеона, который в действительности стал Новгородским архиереем после Иоанна (1415–1421 гг.). Для исследователей остаётся неясным, отождествлял ли компилятор рубежа XV и XVI вв. упоминаемого в тексте Зосиму с соимённым Соловецким преподобным (ум. в 1478 г.), поскольку, даже если предположить (по аналогии с архиепископом Симеоном), что ситуация была обратной (Зосима являлся племянником Иоанна по матери), хронологический разрыв представляется исследователям непомерно большим. Принцип создания этого Жития на основании проложного текста с заменой имени святого исследователи находят ближайшие аналогии в Житиях Евфимия Суздальского и Новгородского архиепископа Евфимия II в составе той же редакции Пролога. Литературный источник Жития под 23 июля исследователями не установлен. Согласно этой версии, Иоанн происходил из Ладоги и был сыном «благородных родителей» – Романа и Евдокии. Отрока «вдаша… учити святым книгам и приставиша ему пестуны со слугами, и извыче воскоре всей книжной хитрости». После этого Иоанн ушёл в монастырь, затем был поставлен «епископом Новуграду». Епархией он управлял 16 лет и два месяца, скончался 23 июля и (в соответствии с летописным известием) был погребён в притворе собора Воскресенского монастыря «на Деревяници». Если ошибку в дне кончины исследователи могут объяснять схожим звучанием названий месяцев (июнь – июль), то сокращению срока пребывания на кафедре на десять лет не находят простого объяснения. Два Жития Иоанна в составе Пролога из библиотеки Папского Восточного института были созданы в разной среде, их авторы пользовались различным кругом источников, общим в данных текстах является лишь указание на происхождение Иоанна из Приладожья.



 
PR-CY.ru