ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ, грехопадение - Страница 16

Та же неоднозначность современного католического учения о первородном грехе наблюдается и в суждениях о состоянии природы согрешившего человека. Катехизис Католической Церкви признаёт, что человеческая природа «повреждена в своих природных силах, подвержена невежеству, страданию и власти смерти и склонна ко греху», и что она ослаблена и склонна ко злу. В то же время католические богословы, следуя давней традиции своей церкви, продолжают утверждать, что, «несмотря на первородный грех, человеческая природа, рассматриваемая сама по себе, хороша» и что её «внутреннее превосходство… сохранилось». Расхождения между учениями о грехе прародителей католицизма и протестантизма (в основных его направлениях) начинаются с расхождений между этими исповеданиями в понимании состояния, в каком первый человек находился до совершения греха. В отличие от учения католической церкви, усматривающей основное достоинство первозданного человека не столько в его природе, сколько в сверхнатуральном даре благодати, протестантизм именно в природе видит совершенство человека и его первобытную праведность. Поэтому для протестантов последствие первородного греха не лишение человека тварной благодати, добавленной к его природе, а искажение самой природы. Однако в отличие от православной традиции протестантские богословы считают это искажение абсолютным, утверждая, что падший человек совершенно не способен к добру. Основоположник Реформации Мартин Лютер (1483–1546 гг.) писал: «Что такое «ветхий человек»? Это всё то, что рождено в нас от Адама: злоба, ненависть, зависть, нецеломудренность, скупость, лень, надменность, да и само неверие, заражённое всеми пороками и не содержащее в природе своей ничего хорошего».  Поэтому люди стали неугодны Богу «и были обречены на вечное проклятие, которое вполне заслужили». «Апология Аугсбургского исповедания» определяет сущность первородного греха так: «Это сочетание следующих изъянов: неспособности веровать в Бога, неспособности бояться и любить Бога, а также подверженности похотливости». Комментируя М. Лютера, «Формула согласия» обращает внимание на то, что основоположник протестантизма «под терминами «природный грех», «личностный грех», «существенный грех»… подразумевает, что не только слова, помыслы и дела являются грехом, но что вся природа, личность и сущность человеческая полностью извращены от самого корня первородным грехом».

 



 
PR-CY.ru