ГЕННАДИЙ Костромской и Любимоградский - Страница 7

В 1886 г. выполнена икона «Избранные костромские святые» (филиал Костромского музея-заповедника в городе Нерехта), происходящая из церкви Николая Чудотворца села Верховье Солигаличского района Костромской области. На иконе представлены в два ряда основатели крупнейших монастырей Костромского края, среди них – Геннадий Костромской и Любимоградский в первом ряду крайний слева, со свитком в левой руке, у него острая раздвоенная борода средней величины и волосы на прямой пробор, кудрявые на плечах, с проседью. Икона Божьей Матери «Знамение» с собором князей и княгинь всероссийских, изготовленная около 1913 г. в московской фирме Оловянишникова (Государственный Эрмитаж) для поднесения императорской семье к 300-летию Дома Романовых, хранилась в Александровском дворце Царского Села. В верхнем и нижнем ряду на ней представлены в рост русские князья, тезоименитые святые и «небесные предстатели» членов царской династии, в числе которых – Геннадий Костромской и Любимоградский со сложенными на груди крестообразно руками, шестой справа вверху. В составе Соборов русских святых погрудный образ Геннадия Костромского и Любимоградского введён в группу преподобных на прориси с иконы 1814 г. иконописца-старообрядца П. Тимофеева (хранилась в Церковно-археологическом музее Санкт-Петербургской духовной академии), где Геннадий Костромской и Любимоградский облачён в мантию и куколь, как и расположенный рядом с ним Иаков Костромской. Святой присутствует на иконе российских чудотворцев XIX в. (Третьяковская галерея) – в пятом ряду третий справа, с непокрытой головой, между преподобными Нилом Столобенским и Петром Муромским. Примером подобной иконографии Геннадия Костромского и Любимоградского в монументальном искусстве исследователи называют роспись галереи русских святых в почаевской Успенской лавре, конец 1860 – 1870 гг. (поновлена в 1970 гг.), работы иеродиаконов Паисия и Анатолия – преподобный в одной из композиций с подвижниками XVI в., почти в профиль, в схиме. Вместе с другими русскими святыми Геннадий Костромской и Любимоградский был написан в 1870 гг. на стене лестницы, ведущей на хоры северной части западного крыла храма Христа Спасителя, в верхнем ряду, а также, напрмер, в 1833 г. (поновлена в 1876 г.) на западной стене церкви Воскресения Христова на Дебре в Костроме. В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной монахиней Иулианией (Соколовой) в конце 1920 – начале 1930 гг. (ризница Троице-Сергиевой лавры), на авторских повторениях конца 1950 гг. XX в. (Троице-Сергиева лавра, Данилов мужской монастырь в Москве) и творческих списках конца XX – начал XXI вв. других иконописцев Геннадий Костромской и Любимоградский помещён в группе костромских святых в начале первого ряда, крайним слева, обернувшись к Макарию Унженскому. На рисунке конца 1970 – начала 1980 гг. работы протоиерея Вячеслава Савиных преподобный обращён в молении к небесному сегменту, на свитке традиционная надпись. Примером современной местной иконографии Геннадия Костромского и Любимоградского исследователи называют образ «Собор Костромских святых» 1990 гг. (Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь).



 
PR-CY.ru