ГЕННАДИЙ Костромской и Любимоградский - Страница 6

Живопись иконы выполнена костромскими мастерами, работали, как полагают исследователи, два иконописца (образ Преображения отличается по манере письма). В XIX в. на икону сделан металлический чеканный оклад с надписью: «1856 г. Трудов Геннадия Александрова сына Дьячкова». На прориси первой половины XIX в. с припиской «От Архипова из Палеха» (Русский музей) композиция иная: фигура Геннадия Костромского и Любимоградского помещена в левой части (обратный оттиск оригинала?), панорама монастыря с более поздними каменными постройками открывается с юго-восточной стороны, святой изображён в возрасте средовека с небольшой бородой, правой рукой указывает на обитель, левая с чётками прижата к груди. Другая икона такой иконографии 1893 г. (Ярославский историко-архивный музей-заповедник) была вкладом частного лица, согласно надписи внизу в рамке («Икона написана на иждивение крестьяньи деревни Настасьина Агафьи Васильевой Гарячевой 1893 года»). К писавшимся в Ростове по костромским заказам паломническим реликвиям принадлежит эмалевый образок второй половины XIX в. (музей Андрея Рублёва), который, несмотря на маленький размер, тоже включает вид монастыря (подобные образцы – в собрании Ярославского историко-архивного музея-заповедника). В коленопреклонённом молении в небе над монастырём Геннадий Костромской и Любимоградский изображён на литографии середины – второй половины XIX в. (частное собрание). Другой иконографический вариант представлен единоличными иконами святого в рост, в монашеском облачении, как на небольшой иконе начала XIX в. из собрания Успенских (Государственный Эрмитаж), где фигура развёрнута вполоборота влево, на правой руке чётки, левая поднята в молении (фрагмент небольшого деисуса?). Здесь, как и в более поздних произведениях, у Геннадия Костромского и Любимоградского длинная, узкая на конце борода, на голове – островерхий схимнический куколь. На прямоличном изображении 1900 г. кисти иконописца Василия Павловича Гурьянова (Исторический музей) преподобный тоже в схиме, десницей благословляет, а в левой держит свиток, одеяния украшены «золотопробельным» письмом, на верхнем поле – поясной образ Спаса Еммануила. По мнению исследователей, в мастерской Осипа Семёновича Чирикова исполнена икона конца XIX – начала XX вв. (Государственный Эрмитаж) с немного иным типом изображения: руки святого разведены в стороны, свиток развёрнут, фон – пейзажный, с горками, рекой и условными элементами архитектуры, вверху – образ Спаса Нерукотворного. Отдельную группу составляют изображения Геннадия Костромско8го и Любимоградского вместе с другими святыми. Так, например, в молении с преподобным Макарием (Калязинским?) он представлен на прориси второй половины XIX в. с иконы XVII в. (Русский музей; на обороте надпись: «Иван Яйцов С.С.») – наиболее ранний образец иконографии Геннадия Костромского и Любимоградского с куколем на голове. В числе предстоящих Святой Троице Новозаветной, напротив ангела хранителя, фигура Геннадия Костромского и Любимоградскго исследователи встречают в навершии Феодоровской иконы Божьей Матери со сказанием в 12 клеймах, начала XIX в., костромского мастера (из собрания Павла Дмитриевича Корина (Третьяковская галерея).

 



 
PR-CY.ru