Словарь по христианству Е ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВЕНГРИИ

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВЕНГРИИ

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВЕНГРИИ – одна из протестантских церковных организаций в стране. С 1520 гг. протестантизм начал распространяться в Венгрии. Наиболее значительный вклад в дело проведения церковных реформ внёс друг и ученик Мартина Лютера Матьяш Деваи Биро. На съездах Государственного собрания в 1523 г. в Буде и в 1525 г. в Ракоше католическая церковная власть запрещала распространение Реформации, выносила строгие приговоры, вплоть до сожжения, проповедникам – приверженцам учения М. Лютера. Однако новые идеи приобретали огромное количество единомышленников по большей части в городах Северной и Северо-Восточной Венгрии, а также в Трансильвании, т.е. на территориях, где не было опустошительных военных акций со стороны турок. К середине XVI в. большинство населения Венгрии стало исповедовать протестантизм. Этому способствовал ряд обстоятельств как политического, так и экономического характера. Во-первых, в стране, разделённой на три части после поражения от турок при Мохаче в 1526 г., в условиях политического кризиса и хаоса невозможно было контролировать распространение новых религиозных течений; во-вторых, поддержку Реформации оказывали многие представители дворянства, земельные собственники и городские магнаты, имевшие политическое влияние, – Перени, Надашди, Турзо и др.; в-третьих, протестанты владели первыми в стране типографиями, где издавались как книги Священного Писания, так и вероисповедные, апологетические и полемические труды реформаторов. Представители венгерской Реформации стремились ввести родной язык в качестве общеупотребительного литературного языка с целью повысить общий уровень грамотности и сделать церковные книги понятными для верующих. Первый перевод Нового Завета на венгерский язык вышел в 1541 г. Огромный вклад в распространение лютеранства внесли такие деятели, как Михай Стараи, Гал Хусар, Петер Борнемисса, Ленард Штёкель, Андраш Фаркаш, Иштван Галсечи и др. Во второй половине XVI в. всё большую популярность приобретало учение Жана Кальвина, что повлекло за собой отделение сторонников Гельветического исповедания от лютеран. На Соборе 1567 г. в Дебрецене кальвинисты создали собственную церковную организацию. В это же время в Трансильвании, которая стала самостоятельным княжеством (воеводством), увеличилось число сторонников антитринитаризма. Это, в свою очередь, стало основой для гонений католических властей на инакомыслящих, что явилось началом Контррефомации. Необходимость защититься от давления католиков заставляла лютеран принимать аналогичные Аугсбургскому исповеданию собственные вероисповедные документы, что должно было привести к смягчению положения церквей на королевских территориях.

 



 
PR-CY.ru