ЕВСТАФИЙ РОМЕЙ, Евстафий Магистр - Страница 2

Такая точка зрения была редкостью среди византийских юристов XI в. Кроме Евстафия Ромея её придерживался только митрополит Кизический Димитрий; все остальные давали расширительное толкование «тома Сисинния». Небольшой трактат Евстафия Ромея «об иповолоне» сохранился в 14 рукописях. В основной части текста, который, по мнению издателя, является не теоретическим трактатом, а заключением Евстафия Ромея по конкретному делу, рассматриваются имущественные отношения супругов, а именно вопрос о размере иповолона (византийского аналога римского брачного дара) и приданого. В двух рукописях этого сочинения есть дополнение, где речь идёт о дарах, приносимых приданым в виде рабов или скота. Исследователям известен также небольшой текст, впервые опубликованный в качестве новеллы императора Романа I Лакапина (920–944гг.) Иоганном Леунклавием, однако это, как полагают исследователи, – цитата из судебного постановления Евстафия Ромея. Этот текст посвящён институту laesio enormis, т.е. порядку расторжения договора купли-продажи в случае уплаты покупателем очень низкой цены (менее половины фактической стоимости вещи). Карл Эдуард Цахарие фон Лингенталь отмечает, что в большинстве исследованных им рукописей, в которых встречается этот текст, он озаглавлен как «мнение», «судебное постановление». В «Прохироне» Константина Арменопула, где он процитирован, в схолии указано, что он принадлежит магистру, а именно так Арменопул называл Евстафия Ромея. Наконец, рассматриваемый отрывок, по мнению исследователей, весьма схож с «Пирой». Помимо рукописей, указанных К.Э. Цахарие фон Лингенталем, данный текст находится в рукописи Российской национальной библиотеки, представляющей собой часть «Приложения» к Большому синопсису «Василик». В одном из своих судебных актов Димитрий II Хоматиан приводит казус из несохранившегося постановления Евстафия Ромея о браках в отдалённых степенях родства, однако принадлежность этого фрагмента Евстафию Ромею исследователи подвергают сомнению. А.П. Христофилопулос предложил атрибутировать Евстафию Ромею текст, известный как синодальное постановление, изданное под председательством патриарха Алексия Студита в 1027 или 1030 г. Его доводы, основанные на том, что в постановлении патриарх Алексий упоминается в третьем лице, и что один фрагмент постановления весьма схож с «Пирой», поддержал Н.П. Мацис, однако затем С.Н. Троянос высказался в пользу традиционной атрибуции. Данное постановление было принято по делу о недействительности брака. Первоначально некий Георгий заключил помолвку с малолетней Феодорой, которой на тот момент не было и семи лет; через некоторое время девочка умерла, после чего Евфимий, троюродный брат Георгия, женился на матери Феодоры. Автор постановления описывает, как свидетельские показания подтвердили факт и время помолвки и брака, затем разъясняет, что помолвка, заключённая Георгием, противоречит как законодательству, так и принципам права, а потому является недействительной. Таким образом, между Евфимием и его супругой не возникло свойство седьмой степени (которое образовалось бы в случае законного брака Георгия и Феодоры) и их брак является законным и действительным.

 



 
PR-CY.ru