ЕВСТАФИЙ РОМЕЙ, Евстафий Магистр - Страница 5

В его актах цитируются новеллы императора Льва VI Мудрого и некоторых других императоров, законодательство императора Юстиниана I Великого («Институции», «Дигесты» и «Кодекс»; как полагают исследователи, Евстафий Ромей пользовался только их греческими переводами), комментарии к нему юристов VI–VII вв. Стефана, Фалелея, Кирилла, Феодора. По мнению исследователей, в ряде мест Евстафий Ромей ссылается на «Эклогу», не называя открыто этот законодательный сборник. Есть ссылки на известный трактат «О сроках», на «Прохирон» (или «Исагогу»). Особенности его аргументации позволяют исследователям предположить, что из двух основных сборников действующего светского законодательства его времени («Василик» и «Прохирон») он предпочитал пользоваться первым, непосредственно или с помощью Большого синопсиса «Василик». В «Пире» встречаются цитаты из античных авторов: Гомера, Дионисия Галикарнасского. О юридической образованности Евстафия Ромея говорит и тот факт, что для реконструкции одного лишь решения магистра (о приданом и порядке его раздела при наследовании) он исследовал историю позднеримского и византийского законодательства об имущественных отношениях в семье, начиная с императора Константина I Великого (323–337 гг.). Разбирая конкретные дела, Евстафий Ромей отмечает неточности перевода латинской юридической терминологии на греческий язык в законодательных сборниках «послеюстиниановского» периода. Он следовал нормам законодательства императоров Македонской династии, которые, в свою очередь, воспроизводят Юстинианово право и отвергают новации «Эклоги». Однако в связи с этим перед Евстафием Ромеем вставала проблема применения устаревших правовых норм в новых условиях общественной жизни. В такой ситуации он мог отказаться от догматичного соблюдения законодательства; в целом при принятии решений Евстафий Ромей руководствовался не только законами, но и принципами права. Пример его отступления от текста закона с целью соблюсти волю наследодателя встречается в деле о порядке определения Фальцидиевой доли (Фальцидиева доля, или четверть, quarta Falcidia; согласно lex Falcidia наследник должен был получить как минимум четвёртую часть чистого наследства, независимо от величины всех завещательных отказов, но в Византии эта доля могла повышаться до одной трети) при наследовании имущества. Что же касается коллизии правовых норм, то, по мнению Евстафия Ромея, нужно стремиться устранить противоречия в законах, пользуясь системным методом толкования права. В «Пире» много примеров того, как Евстафий Ромей даёт нормам права своё толкование, отличающееся от буквального (например, смягчает санкции), или в случае пробела в праве самостоятельно выносит решение. Это, согласно Н. Икономидису, свидетельствует о том, что составитель «Пиры» хотел создать сборник судебных прецедентов, который бы имел нормативный характер. Однако для признания судебных актов Евстафия Ромея прецедентами необходимо доказать, что решения императорского суда в мотивировочной части имели обязательную силу для низших судов Византии и реально учитывались ими при рассмотрении аналогичных дел.

 



 
PR-CY.ru