ЕВФИМИЙ

ЕВФИМИЙ (ум. в 1705 г.) – монах московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря, писатель, переводчик, редактор, библиограф. Священного сана не имел, по замечанию архимандрита Гавриила (Домецкого), «Евфимий монах простый, ни он диакон, ни поп». Учёного инока уважали царь Алексей Михайлович и патриарх Никон; иеродиакон Дамаскин, близкий друг и соавтор Евфимия, утверждал, что царь и патриарх дважды уговаривали его принять архиерейский сан, но Евфимий умолил «их благочестивые величества, да оставят его в просто монашеском сане пребывати». В расписках в получении денег и в записях к своим переводам и сочинениям Евфимий называет себя «старцем Чудова монастыря», но отождествление книжника с его современником келарем Чудова монастыря Евфимием, часто встречающееся в литературе, исследователям представляется сомнительным. Так, на Соборе 1690 г., подтвердившем православную точку зрения на время пресуществления Святых Даров, Сильвестр (Медведев) обвинялся в числе прочего в том, что в своей книге «Манна Хлеба животного» он называл еретиком «самаго православнаго мужа, и правды ревнителя, и Церкве поборника, и веры защитника пречестнаго отца Евфимия». Между тем Сильвестр оставил в книге «Манна...» положительный отзыв о келаре Чудова монастыря Евфимии. Таким образом, исследователи утверждают, что Евфимий и келарь Евфимий – разные лица, в одно время жившие в Чудовом монастыре. Достоверных известий о Евфимии сохранилось немного. Фёдор Поликарпович Поликарпов-Орлов сообщает, что Евфимий был учеником Епифания (Славинецкого), приехавшего в Москву в 1649 г. В 1652–1659 гг. Евфимий работал справщиком на Московском Печатном дворе. В 1660–1669 гг. его имя отсутствует в расписках о получении жалованья и появляется снова в 1670 г., когда Евфимий вернулся к издательской деятельности. 17 июля 1690 г. указом царей Петра I и Ивана V Алексеевичей он был отстранён от должности справщика за внесённые им без согласования с вышестоящими лицами изменения в текст месячных Миней. Как полагают исследователи, Евфимий продолжал работать на Печатном дворе внештатно до 1704 г., получая в качестве жалованья бумагу и книги. Десятилетний перерыв в работе Евфимия на Печатном дворе заставил некоторых учёных высказать предположение о двух справщиках с именем Евфимий, трудившихся соответственно в 1650 и 1670–1690 гг. Однако проведённая Виталием Григорьевичем Сиромахой графологическая экспертиза расписок о получении жалованья установила тождество почерков справщиков. Косвенные данные, а именно прекрасное знание Евфимием литературы, изданной на Украине в 1660 гг., и полная неосведомлённость о литературе, изданной в Москве в тот же период, позволяют исследователям предположить, что в это время Евфимий жил в одном из украинских монастырей. Сообщение о его кончине в Чудовом монастыре содержится в сборнике трудов Евфимия, находящемуся в Российской национальной библиотеке.

 



 
PR-CY.ru