ЕЛИЗАВЕТА ФЁДОРОВНА - Страница 16

Великий князь Сергей Александрович, будучи председателем Российского исторического музея, и Елизавета Фёдоровна преподнесли в дар музею много раритетов. В 1911 г. от Елизаветы Фёдоровны поступила картина «Торжественный выход императорской фамилии в Московском Кремле» художника Николая Сергеевича Матвеева (Исторический музей, начало ХХ в.): император Николай II Александрович, императрица Александра Фёдоровна, великая княжна Ольга, великий князь Сергей Александрович и Елизавета Фёдоровна по специально устроенному помосту направляются из Большого Кремлёвского дворца через Красное крыльцо Грановитой палаты в Успенский собор на пасхальное богослужение. В 1908 г. в Марфо-Мариинской обители в Москве по эскизам художника Никифора Яковлевича Тамонькина на северном притворе были выполнены в рельефе из белого камня лики великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Фёдоровны, окружённые крыльями (ктиторские портреты). В росписи собора Покрова Пресвятой Богородицы обители художник Михаил Васильевич Нестеров запечатлел образ её основательницы. На местной иконе «Праведные Марфа и Мария» 1909 г. в облике св. Марфы, одетой в красные одежды с белым покровом на голове, узнаются портретные черты Елизаветы Фёдоровны, деятельность которой ассоциировалась с призванием этой святой. На картине «Путь ко Христу» 1912 г. Елизавета Фёдоровна написана третьей от Иисуса Христа, в белых одеждах, коленопреклонённо, по евангельскому повествованию о святых жёнах, поклонившихся воскресшему Спасителю (Мф. 28:9). На этюде М.В. Нестерова «Великая княгиня Елизавета Фёдоровна» около 1920 г. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), настоятельница изображена у апсиды Покровского храма обители в белом одеянии, с букетиком цветов в правой руке (на обороте паспарту дарственный автограф художника 1920 г. супруге: “Дарю на память о лучших днях…” – и приписка: “Этюд к картине «Невеста Христова”»). Исследователи полагают, что это – отклик М.В. Нестерова на спасение мощей Елизаветы Фёдоровны и Варвары (Яковлевой) в 1921 г. Иконография напоминает чудо с розами католической святой Елизаветы Тюрингской. Другая работа, посвящённая памяти Елизаветы Фёдоровны и её келейницы, – «У монастырских ворот» (Национальный художественный музей Республики Беларусь), создана М.В. Нестеровым в 1925 г.: две женские фигуры в чёрном подобны святым у стен монастыря. В 1912 г. Константин Фёдорович Юон исполнил портрет Елизаветы Фёдоровны для Елисаветинской женской гимназии в Большом Казённом переулке, где существовала стипендия великой княгини. Её парадный портрет, выполненный масляными красками, соответствовал архитектурному пространству западной части актового зала (альбом фотографий гимназии, сделанных П.В. Орловым, в собрании музее архитектуры имени А.В. Щусева).

 



 
PR-CY.ru